На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Человек / Президент. Ненужное зачеркнуть? ― Нет

С братской Грузией Азербайджан связывают как общие достижения по созданию Южного Транспортного Коридора, так и общая боль вследствие временной утраты части своей исконной и международно признанной территории. Поэтому полагаю обоснованной публикацию данного художественного эссе на страницах информационного агентства и надеюсь, что этот материал будет замечен и правильно оценен грузинским народом и руководством соседней дружественной Грузии.

 

Человек / Президент. Ненужное зачеркнуть? ― Нет

 

(рассказ документально-художественный, но совпадения с реальными людьми или событиями носят частичный характер)

 

Васико сам не знал, за что попал в эскорт самого президента Грузии, как его ― простого парня из маленького горного села на самом отшибе Богом забытой глуши допустили возить первое лицо в государстве. Конечно, высокие баллы в Полицейской академии кой-чего да значили ― ну послали бы служить в крупный город, может даже оставили бы служить в столице, но эскорт президента…

 

А началось всё с того, как он, будучи ещё подростком, решил покататься на автомобиле своего дяди. И хотя тот сам учил мальчика управлять машиной, но конкретно об этом намерении Васико сказать своему наставнику “забыл”. «Что такого, бидза (дядя по-грузински) всё равно на работе, и “Toyota” ему пока не нужна, так что покататься часик ― не грех», ― так думал подросток, когда дал по газам. Как только выехал на трассу, машина пошла быстро и уверенно.

 

То ли он превысил скорость, то ли полицейский патруль привлёк мальчишка за рулём довольно дорогой иномарки, но за спиной вспыхнули мигалки и раздался вой сирены ― Водитель машины номер… примите вправо и остановитесь.

И вот тогда Васико испугался, испугался по-настоящему, что ему влетит от дяди и родителей, потому что прав-то у него не было, а машину он взял без спроса. Прекрасный хай-вей, один из многих в последние годы построенных в республике, манил девственной чистотой и безмятежной перспективой. В зеркале заднего вида нисколько не враждебно маячил светло-серый полицейский форд с синей полосой, светило яркое солнце на фоне голубого неба, так что вся окружающая действительность не предвещала ничего дурного.

 

“Оторвусь,” ― решил пацан и нога как бы сама собой вдавила педаль газа в пол. Мотор взревел, и машина послушно рванулась вперёд. Свист в ушах и тёплый ветер в лицо ― так, наверное, чувствовали себя удалые абреки, когда уходили от погони имперских колониальных властей, так чувствовал себя легендарный Дата Туташхия, любимый фильм о котором Васико смотрел много раз. Сердце воина, сердце джигита радостно забилось в боевом азарте в груди мальчишки, но преследователи тоже увеличили скорость.

 

И какой детектив обходится без погони, как правильно замечено в фильме Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля”. Придорожный пейзаж постепенно превратился в сплошную полосу ― японская техника показала себя, полицейский форд уже не пытался обгонять, дай Бог удержаться на хвосте преследуемого нарушителя. Васико гнал быстро, но аккуратно, плавно притормаживал перед поворотами и выжимал на всю железку при выходе из них, организм, как бы сам собой действовал чётко и слаженно, будто автомат. Да и только автомат, пусть даже живой, был способен за сотые доли секунды на такой скорости принять единственно правильное решение, чтобы не разнести в пыль водителя и машину.

 

Полицейский форд сначала медленно, а потом всё быстрей начал отставать, мерно растворяясь в мареве над асфальтом. Васико уже победно подумал, что остался в гордом одиночестве, но не тут-то было. Вдалеке в небольшой низменности нарисовался целый пост дорожной инспекции. Видимо патруль передал тревожное сообщение по рации, и полиция перегородила трассу шипами, а заодно поставила несколько своих машин поперёк встык, и навстречу этой баррикаде мчался наш “абрек”. Нужно было что-то делать и делать было нужно быстро.

 

В сплошной массе железа и бетона, около которых напряжённо застыли люди в форме, просвета не было, но неведомым образом справа за капитальной будкой поста замаячил проход. Васико не нашёл его, перебирая варианты, на это не было времени. Он сам как бы вспыхнул в сознании без раздумий и альтернативы, как единственно возможный спасительный путь. Правда там “со времён Очаковских и покоренья Крыма” на вечном приколе стоял проржавевший трактор, а вернее то, что когда-то было трактором. Хватит ли места для проезда? Или… но глазомер парня уже принял решение ― лёгкое движение руля, и камни обочины затрещали под днищем машины, скорость стала снижаться, но стало ощутимо трясти, мешая управлению и даже обзору.

 

А дальше на глазах изумлённых полицейских, которые многое повидали на своём веку, автомобиль нарушителя на огромной скорости сошёл с дороги и, сделав немыслимый пируэт, в туче пыли буквально проскользнул через узкую щель между тылом здания поста дорожной инспекции и ржавым остовом, казалось бы перегораживающим проход наглухо. Парень не понял, но почувствовал ― он пройдёт, тем более что тормозить было уже поздно. Словно японский меч ― катана, со свистом машина пронеслась в сантиметре меж двух препятствий и пулей ушла на трассу позади полицейского кордона.

 

Когда Васико снова выскочил на дорогу, то преследовать его даже никто не стал ― всем стало ясно, что водитель от Бога, который скорей убьётся, но остановить себя не даст. Вот теперь мальчишка действительно остался один. Медленно пробираясь по боковым грунтовым дорогам, потому что по трассе нельзя, Васико возвратился к дому своего дяди. “Ну вот, вроде пронесло,” ― решил он, захлопнув дверцу машины, от капота которой радостно веяло жаром мотора, показавшего сегодня всё, на что тот был способен. Однако стоило парню отойти от автомобиля, как с неба, словно крупные градины по шиферу, посыпалось низкое урчание. Прямо по стандартам голливудских фильмов из-за горы медленно выплыл вертолёт и застыл перед изумлённым мальчиком.

 

А потом был долгий разговор с генералом из самого столичного Тбилиси, которому сообщили об уникальном случае. «Ты латирак (сопляк по-грузински) и преступник! Вертолёт из-за тебя вызвали, как будто ты террорист или стихийное бедствие, ― наорал прежде, седой вояка, ― однако тебе повезло, что никто не пострадал, а дядя твой не хочет заявлять на тебя за угон, так что, почитай, дёшево отделаешься только штрафом. Но мне сообщили о твоих способностях, да и сам я увидел на записи, что ты сделал там, у поста. Так люди не ездят, так только дэвы управляют. Поэтому даю тебе шанс, паршивец ты эдакий, ― я под свою ответственность спишу с тебя даже штраф, но ты возьмёшься за ум и станешь прилежно учиться и посещать полицейскую автошколу. Если выдержишь, то я лично дам тебе рекомендацию в Академию ― послужишь стране.» Так Васико оказался в полиции.

 

А потом был конкурс на место в эскорте, когда курчавый афроамериканец Джон из какой-то весьма авторитетной в мире частной военной компании, нанятый государством, чтобы готовить элитный спецназ, едва не побелел при виде манёвра уклонения от гранатомётного удара, который проделал Васико на его глазах. Правда бронированный лимузин взвился дыбом и на мгновение тяжеленная машина стала на два колеса, но и тут интуиция Васико не подвела, и всё окончилось благополучно. «Я такого не видел никогда и нигде, ― как-то отрешённо промычал американский инструктор, ― но больше такого не делай please, если только по машине действительно не стреляют.» Васико взяли в эскорт.

 

Возил он разных чиновников разного калибра, но надо сказать, калибр этот постепенно рос и рос довольно быстро. Бог миловал, в переделки они с машиной не попадали, однако бдительность Васо, а теперь всё чаще батони Васо (господин Василий, в переводе с грузинского), никогда не терял, всё делал по инструкции, но с какой-то чисто грузинской залихватской удалью, даже если речь шла об объезде пробки по запасному маршруту, что в работе водителя-телохранителя всегда означает повышенную опасность для охраняемой персоны. Хотя персоны эти всегда были большими людьми, но в бронированном лимузине не им принадлежало последнее слово. Водитель по инструкции подчинялся начальнику охраны и только ему. Так постепенно негласно, но прочно к охраняемой персоне выработалось отношение как к дорогостоящему живому чемодану, за сохранность и безопасность которого Васо головой отвечал перед вышестоящими властями.

 

Когда же нашего героя назначили возить самого президента Георгия Маргвелашвили, верховного главнокомандующего, над которым нет “вышестоящих властей”, попросту нет, потому что он высшее должностное лицо в государстве, то отношение по накатанной инерции осталось прежнее. Можно сказать, что все личные охранники президента отвечали за него перед Господом Богом, но от этого ответственность становилась только сильнее. Батони Давид, начальник охраны, перед которым Васо буквально благоговел, был одним из тех, кому довелось лично на деле доказать, что такое кодекс чести воина эскорта, а тем более Эскорта Президента, каково это на полном ходу выскакивать из бронированного джипа на узкую полоску насквозь простреливаемого асфальта тбилисской набережной под кинжальный огонь врага.

 

https://www.youtube.com/watch?v=qKj802dHHxQ

 

Но они сделали это, двадцать восемь воинов эскорта, один за другим шагнули под пули, несмотря на смерть и ранения боевых товарищей, только бы отвлечь на себя огонь от израненного мерседеса президента и ответным огнём сбить с прицела нападавших. Считанных секунд, которые своими жизнями и здоровьем эти молодые герои выгадали для уходящей в спасительную темноту машины главы государства, хватило, чтобы Эдуард Шеварднадзе остался невредим, и не важно, что практически все сотрудники личной охраны получили ранения различной степени тяжести, а двое отдали свои жизни ― охраняемая персона избегнула смертельной опасности, при этом страна была спасена от очередного витка кровопролитной гражданской войны.

 

Тогда холодным зимним вечером 9 февраля 1998 года весь эскорт проявил не только беспримерное мужество и самопожертвование, но и высочайший профессионализм, который вошёл во все мировые учебники по личной охране. Так, водитель президентского бронированного лимузина после первого попадания противотанковой гранаты перед носом автомобиля не растерялся, а изо всех сил вдавил в пол педаль газа, уходя из-под смертельного обстрела. Вторая граната, которая способна остановить любой танк, разворотила капот двигателя, но рванувшаяся вперёд машина по инерции проскочила роковые двести метров простреливаемого пространства и, несмотря на ещё два гранатомётных попадания в багажник, вынесла драгоценный груз из зоны обстрела. Это, а также то, что позади эскорт связал боем террористов, и решило исход дела ― президент Шеварднадзе остался жив и даже не ранен. Скорость, скорость и ещё раз скорость, ― вот что запомнил Васо из этого случая, ― только скорость и правильный манёвр могут спасти жизнь в критической ситуации.  

 

Поэтому, когда ранним утром 2 июля 2015 года во время рутинной доставки президента на работу Васо на месте водителя услышал за спиной голос сиятельного пассажира, ― Стой! ― то слегка растерялся. Глянул на начальника охраны ― тот безмолствовал, но когда требование остановиться было повторено уже с властной интонацией, так нехарактерной для интеллигентного и мягкого батони Георгия Маргвелашвили, то Давид сдался и сделал знак водителю остановиться. Все сотрудники эскорта напряглись. Это было вопиющим нарушением инструкции по безопасности. Да и охраны теперь не так много ― всего два джипа, в одном из которых сидел сам президент. После того случая 1998 года служба безопасности перестроила свою работу. Вместо огромного, видимого издалека президентского кортежа с полицейскими машинами и мигалками, заблаговременного перекрытия движения, когда очевидно, как поедет президентский конвой, всего два малозаметных джипа, кои парами постоянно курсируют по случайным маршрутам, поди догадайся, в какой машине и по какому пути поедет в этот раз президент.

 

tbilisi5.jpg

http://static.newsgeorgia.ge/wp-content/uploads/tbilisi5.jpg

 

За мгновение до возгласа президента, Васо заметил, что справа по курсу движения после прохода через мост Табидзе уже на предмостном укреплении по левому берегу Куры на тротуаре споткнулась и довольно сильно упала на твёрдый асфальт какая-то пожилая женщина. Для профессионального телохранителя любое неожиданное изменение окружающей обстановки это сигнал опасности, так что водитель приготовился увеличить скорость, хотя они и так ехали довольно быстро. Тем более странно прозвучал приказ остановиться.

 

Так, мотор не глушить, ногу занести над педалью газа, чтобы при первых признаках покушения сорвать машину с места, и внимание, внимание и ещё раз внимание к любым мелочам! ― подумал Васо и внутренне сосредоточился. В такие моменты вспоминаешь всё, чему тебя учили, ум работает чётко и ясно, но всё равно привыкнуть к подобному напряжению невозможно. Сзади пустой в такой час мост, значит оттуда ждать удара не приходится. Тбилиси южный город, он поздно ложится вечером и поздно встаёт, поэтому людей на улицах рано утром не много. Но вот многоэтажные здания по другую сторону перекрёстка вызывали опасения, ведь в каждом окне мог в любую секунду появиться гранатомётчик или снайпер, а им конвой президента, не завершивший поворот направо на мостовой съезд в сторону левой набережной Куры, подставлял как раз свой бок.

 

То что произошло дальше, вызвало бы приступ головной боли и паники у любой охраны. Не успела машина остановиться, как батони Георгий, президент буквально выскочил из двери и почти бегом подошёл к лежавшей на асфальте женщине. Охранники даже не успели оцепить место события. Аккуратно, но твёрдо он помог пожилой даме подняться, не забыв поинтересоваться о состоянии её здоровья ― переломов не было, затем самолично остановил проходящее такси и, расплатившись собственными карманными деньгами, отправил пострадавшую даму домой, куда она шла. Охрана оцепенела ― первое лицо государства не только самолично помогает упавшей подданной, да ещё платит за то, в чём ему в Грузии абсолютно бесплатно не отказал бы ни один таксист.

 

Слава Богу, всё обошлось! ― думал Васо, как можно плавнее отъезжая от места происшествия, чтобы не потревожить возвратившегося на своё сиденье Президента. Впервые охраняемая персона перестала быть для него «золотым чемоданом», который любой ценой надлежит доставить до места. Теперь он почувствовал, за что они все ежедневно рискуют жизнью, потому что внутренне гордился избранным народом главой государства, который, несмотря на опасность, показал всем, что можно совмещать должность президента страны и высокое звание Человека.

 

Поделился своими впечатлениями от события (http://www.newsgeorgia.ge/prezident-gruzii-pomog-starushke-upavshej-na-ulitse/ , http://www.apsny.ge/2015/pol/1435873026.php ) Ингвар Рюриксон

 

Опубликовано 26 Июля 2015 10:30 http://vesti.az/news/257126 ЧЕЛОВЕК / ПРЕЗИДЕНТ. НЕНУЖНОЕ ЗАЧЕРКНУТЬ? ― НЕТ

 

наверх