На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

2. Армения нашла casus belli для “священной” войны с Грузией

Выяснилось, что какой-то армянин подрыл в базилике фундамент и, стоя в рытвине, высекал на третьем снизу камне фундамента армянскую строительную надпись… Старик-грузин, житель села, пожаловался генералу и сообщил, что это не первый случай. Подосланные армяне часто высекают армянские надписи на старинных грузинских церквах.

(Обо всем этом мне сообщил сам г-н Гела Ланчава.)

 

0_cedbe_b2d7ea71_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/32225563.de/0_cedbe_b2d7ea71_orig

 

Не буду выяснять, по чьему заданию и с какой целью выцарапывают армянские надписи на грузинских исторических памятниках. Факт один: результат подобных безнравственных поступков налицо ― многие старинные грузинские церкви Квемо Картли, Самцхе-Джавахети и других краев ныне в составленной г-ном С. Карапетяном карте-справочнике проведены как армянские. /I.R. Армяне поставили на поток оригинальный вид антигосударственной диверсии ― вредительство истории. На первый взгляд безобидно, но итог от подобных действий получается такой же, как от взрыва мостов и электростанций ― территория захватывается армянским агрессором. R.I.\

 

0_cedb9_533613fe_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15525/32225563.de/0_cedb9_533613fe_orig

 

Небезынтересно остановиться на отмеченных в карте-справочнике церквах Самцхе-Джавахети. Сначала несколько слов о поселении армян в этом краю.

 

0_cedba_f4228d59_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15541/32225563.de/0_cedba_f4228d59_orig

 

По словам акад. И. Джавахишвили, до 1829 ― 1830 гг., в Самцхе-Джавахети 95% населения составляли грузины, но в 1829 г. администрация царской России, в частности подкупленные богатыми армянами должностные лица во главе с Паскевичем, переселили туда из Эрзерума 20000 армянских семей.

Жившее же здесь исконно грузинское население было вынуждено бежать, поскольку его лишили права проживать на собственной земле. Так искусственно было изменено демографическое равновесие в Самцхе-Джавахети в пользу армян /I.R. Выделено мною. Тем же нечистоплотным образом изменялся демографический статус Карабаха и других территорий, ныне считающихся армяноязычными R.I.\. Прибывшие сюда армяне, так же, как и в Триалети-Цалке, нашли здесь грузинские церкви и монастыри и по обыкновению принялись ими завладевать (Журн. «Могзаури», 1901, N 8-9). /I.R. Оказывается не только мусульман Кавказа по приказу Петра I и последующих русских царей выживали с родной земли. Грузины, православные христиане, тоже оказались не в чести у оккупационных колониальных властей. Всё дело в том, что автохтонное население, у которого здесь же могилы предков до седьмого колена, может, и будет защищать свои права, попираемые русскими захватчиками. Бесправные же армянские переселенцы, да ещё во враждебном окружении, не вякнут даже если их “сложить поленницей и поджечь с четырёх сторон”. Согласитесь, очень удобные подданные для любого колонизатора. R.I.\

 

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/15483/32225563.de/0_cedbc_ca681445_orig

Тоже грузинские надписи на надгробных плитах

 

Аналогичное Самцхе-Джавахети положение сложилось и в Цалке (Триалети). В XVIII в., по словам Вахушти, «триалетцы, как и дманис-хевцы, отличались смелостью и привлекательностью и всех в этом превосходили». Эти «превосходящие всех» грузины от превратностей времен исчезли и их жилища в 1829 ― 1830 гг. заняли переселившиеся из Турции армяне и греки. Тот факт, что триалетские (Цалка) грузины окончательно исчезли, очень мешает историкам: «Новое население не знает подлинных названий и функций ни одного из памятников по старинным легендам и преданиям» (Л. Меликсет-Бег. К вопросу изучения остатков материальной культуры и топонимики Триалети-Цалки, 1934, стр. 24). Еще шире коснулся этой наболевшей проблемы Еквтиме Такайшвили, отметивший: «Новопоселенцы разоренной в результате перманентных нашествий Триалети армяне и греки… присвоили наши готовые храмы, иногда даже с пергаментными церковными книгами, и обратили их в свои приходские церкви, впервые без всякой переделки. Но затем постепенно начали их приспосабливать, расширять, переделывать, иногда на месте их строить новые, некрасивые и неуклюжие, но более просторные. Конечно, до конца не сохранилось и десятой части того, что было, и только остатки показывают, что вся Цалка была ими покрыта, на каждую деревню их приходилось по нескольку» (АЭРЗ, IV, стр. 3-4). /I.R. Это тот самый Цалкинский район, организационного присоединения которого к “армянскому” Джавахку так добиваются нынешние армянские активисты в Грузии. Одного взгляда на карту Грузии достаточно, чтобы понять ― Армянская Триалетия вместе с так называемой Осетинской Триалетией, захваченной уже Южной Осетией и практически отданной армянам Джавахетией представляют как раз тот самый территориальный мостик между Россией и Арменией, о котором я говорил. R.I.\

 

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/15521/32225563.de/0_cedbd_96b627a7_orig

 

Это положение, сформулированное великим Еквтиме Такайшвили, полностью применимо к Самцхе-Джавахети, на что горько сетует абориген этих мест, известный ученый и общественный деятель, «Некий месх» (Иванэ Гварамадзе): «Некоторые армяне не удовлетворились политыми кровью наших отцов и дедов плодородными землями, извлеченными из них многообразными богатствами и достоянием, и когда насытились, усилились, укрепились благодаря взаимной поддержке, то принялись разорять почитаемые нами церкви и монастыри. Где сумели, присвоили уставные надписи, стерли и начали выцарапывать их по-своему не только на церквах… а также на плитах и камнях разоренных деревень. Где не сумели завладеть церквами, исписанные и расписанные камни разбили, кладбища разорили. Во многих местах разнесли плиты с грузинскими надписями, старинные кладбища при церквах перерыли, кости сбросили в овраги и потоки. Так же, как с деревней Сакеле, где разорили расположенное вокруг католической церкви кладбище, поступили и с другими. Поныне курды, турки, таракамы, мусульмане с почтением и уважением обращаются с нашими церквами, а некоторые из армян относятся враждебно. Справедливо сожалеет Б.Клдиа о всеобщей безжалостности, от священника до народа, но никто нас не слышит, присваивают и Тбилиси, что уж там говорить об Аспиндзе и Абастумани?..» (Журн. «Могзаури», 1901 г., N 11, стр. 1035, 1036). /I.R. То что на наших глазах происходит в оккупированном Карабахе, началось, оказывается, в многострадальной Грузии. Показательно также замечание о благожелательности мусульман. Полагаю в Грузии известная русская православная поговорка ― Незваный гость хуже татарина (т.е. русского мусульманина, как мы установили в своих работах) ― будет звучать так ― Незваный гость хуже армянина ― и грустная действительность сегодняшней Грузии только укрепляет данную народную мудрость. R.I.\

 

0_cedb3_86d8ce42_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15542/32225563.de/0_cedb3_86d8ce42_orig

Грузинская православная церковь Джврис Мама (Отец Креста)

 

О том, как разрушали старинные грузинские церкви, а прекрасно отесанные камни и другие материалы от них использовали для строительства новых армянских церквей, имеются и другие свидетельства. Одно из них принадлежит Ив. Ростомашвили: «Село Аракали, Диди Аракали, расположено к юго-востоку от Ахалкалаки, примерно в 20 верстах от него, на высоком левом берегу реки Тапаравани. Здесь сейчас живут переселенные из Эрзерума армяне. Прежде жили грузины. /I.R. Не худо бы задаться вопросом ― А почему грузины ушли? Жили здесь веками, а потом вдруг снялись с места, и не одна, не две семьи, а все и разом. Уважаемый академик Арвеладзе принадлежит к старшему поколению, которое не знало этого термина, но в последние годы такому явлению появилось вполне исчерпывающее и адекватное название ― этническая чистка, первая ступень к геноциду. Таким образом, на территории Грузии исторически имел место и продолжается до сих пор геноцид коренного грузинского населения со стороны пришлых армян. R.I.\. Старинную грузинскую церковь пришельцы (армяне. ― Б. А.) разрушили и из оставшихся прекрасных камней построили новую, армянскую. Два больших камня от разрушенной церкви сохранили грузинскую надпись: «Тевдоре святой…» («Ахалкалакский уезд в археологическом отношении», Тифлис, 1898, стр. 35).

 

0_cedb4_dcd877e4_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15595/32225563.de/0_cedb4_dcd877e4_orig

 

Нами в этом труде уже упоминался Джиграшен: «Здесь есть старинная грузинская церковь, обращенная ныне армянами в свою, с грузинским же кладбищем во дворе церкви». На этой обращенной в армянскую церкви Ив. Ростомашвили видел грузинскую надпись: «Господи, помилуй строителей…» (стр. 54).

 

В селе Кулалаши жили армяне и татары: «В селении этом доныне сохранились старинная крепость с башней и старинною церковью, превращенной армянами в приходскую» (стр. 75).

 

0_cedb6_8adef3a_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/16118/32225563.de/0_cedb6_8adef3a_orig

 

В селе Сатхе на восточной стене ныне обратившейся в развалины старинной грузинской церкви: «Нынешние поселенцы Сатхи, армяне, пристроили свою довольно красивую церковь» (стр. 105).

 

0_cedb5_d0813e83_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/16142/32225563.de/0_cedb5_d0813e83_orig

 

В связи с этим нельзя не обратиться к монографии безвременно погибшего историка, духовного лица Георгия Бочоридзе ― «Поездка в Самцхе-Саатабаго» (1992). Георгий Бочоридзе был первым квалифицированным ученым после Еквт. Такайшвили, описавшим этот край (этнические, религиозные картинки, пословицы, эпитафии, эпиграфический материал и др.). Каждая строка его монографии пропитана горючими слезами. От его взгляда не укрываются даже незначительные на первый взгляд детали. К примеру, о небольшой однонефной церкви Св. Георгия в с. Удэ он пишет: «Западное окно заделано и поверх него лежит небольшой камень с армянской надписью, поставленный при обновлении» (стр. 64). Факт, что армянский строитель при обновлении грузинской церкви вставил камень с армянской надписью. Сознательно или несознательно, значения не имеет. Результат один и тот же. Видимо, армянские мастера проявляли повышенную национальную склонность при строительстве и обновлении грузинской церкви.

 

0_cedb7_f5d6b464_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15526/32225563.de/0_cedb7_f5d6b464_orig

 

Со слов 80-летнего старца Якоба Балахашвили историк зафиксировал факт о том, что в стену здания армянской школы в селе Цкалтбила вделаны привезенные из села Фетобани изображения царя и царицы и камень с надписью. Исследователь спешно отправился для осмотра и виделся с заведующим Цкалтбильской армянской школы неким Ервандом Симоняном и педагогом Акопом Абрамяном. Объяснил цель приезда, но получил вежливый отказ. Бочоридзе стал настоятельно требовать разрешить осмотреть помещение. При осмотре над дверью обнаружил камень, ранее находившийся над окном, с вырезанными по традиции отверстиями. Там же заметил и другой камень, оштукатуренный известью. Исследователь попросил очистить его от наслоения. Договорились об оплате, и после очистки проявилась прекрасный барельеф с моделью церкви. Тогда заведующий Симонян признался ― на камнях что-то изображено и просматриваются две-три буквы. На просьбу Георгия Бочоридзе снять камни за определенную плату был получен отказ. Заведующий Ерванд Симонян потребовал разрешения из Ахалцихе. А доверенность, полученную Георгием Бочоридзе в Тбилиси, счел недостаточной. «Заведующий Ерванд Симонян после долгих настояний, ― пишет Георгий Бочоридзе, ― на словах согласился, но делу мешал всеми возможными способами». В деревне, насчитывающей триста дымов, Г. Бочоридзе не удалось найти человека, который бы согласился снять камень. Оказывается, Ерванд Симонян предупредил односельчан, чтоб они не брались за это дело. Ходьба от двора ко двору не дала никаких результатов. «С самого начала, когда они пытались скрыть камень, я почувствовал, что дело плохо, что оставлять камень на месте долее невозможно. Доселе он был скрыт, никто о нем не знал, а сейчас выявлен. Если уехать и вернуться снова, камня можно будет уже не найти, его могут уничтожить. Поэтому я решил, если даже в кармане у меня не останется ни копейки, любым способом перебросить камень в безопасное место», ― отмечает Георгий Бочоридзе. Тем более, что Ерванд Симонян подозрительно настаивал на том, чтобы он сначала осмотрел другие места, а потом вернулся. Наконец вышедший из терпения Георгий Бочоридзе взялся за камень сам. Увидев это, два армянина-крестьянина согласились ему помочь за 20 рублей. Чтоб они не схитрили и не разбили камень при снятии, Г. Бочоридзе попросил поставить деревянные козлы, но во всей деревне ничего подобного «не оказалось». Поэтому к стене подгребли землю, камень благополучно сняли, но теперь проблемой стало перевезти его в Вале. Крестьяне-армяне требуют за переброску камней все больше и больше. С такими мучениями, кое-как камни были доставлены в Вале: «Отволок их во двор старой церкви. Собралась масса народу, стар и млад, мужчины и женщины. Сняли камень с арбы, увидели, что он оштукатурен известью, обругали цкалтбильцев за то, что они это сделали. Я распорядился принести воды. Известь смыли. Большой камень заблестел от чистоты, и показался прекрасный барельеф. Это обрадовало меня, и я принялся искать надпись, но найти нигде не мог… Тем временем отмыли и второй камень. Мне и раньше говорили, что грузинскую надпись выскребли. Я не верил словам учителя-армянина о том, что сохранилось всего две-три буквы под крестом. Я думал, что это обыкновенная подпись под крестом, на самом же деле на камне был текст в двенадцать строк, позже выскобленный, при том, что крест оставлен, и по сторонам от него сохранились три-четыре буквы. Было очень жалко и обидно, но что поделаешь, из целых 12 строк не прочитывалось и десяти букв… Перевозка камней из Цкалтбилы в Вале (3 версты) обошлась мне в 72 рубля, а за выгрузку камней из арбы, перенос, смывание и установку в церкви вальцы не взяли с меня ни копейки», ― пишет Георгий Бочоридзе (стр. 72). На этом печальном, и не только печальном событии я остановился столь подробно потому, что через него ясно видно негативное отношение некоторых армян Самцхе-Джавахети (и, к сожалению, не только этого края) к грузинским историческим памятникам. Тенденция явная ― выскоблить, стереть все сведения, сообщающие о грузинах, и объявить их своими. /I.R. И все эти злоключения батони (г-н по-грузински) Георгий Бочоридзе претерпел не где-то в Армении, а на родной Грузинской земле. Воистину, многие исконно грузинские области уже оккупированы, потому что там царит настоящий армянский оккупационный режим. R.I.\

 

0_cedd0_6db04744_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15506/32225563.df/0_cedd0_6db04744_orig

Грузинские церкви Ахалшени (Норашен) и Джврис Мама (та что поменьше)

 

Удивительно ― знают, что являются пришлыми, знают, что тот или иной исторический ли или не исторический памятник ― не их, а все равно объявляют своей собственностью. В то время как греки, евреи и др. никогда таких безосновательных претензий не предъявляли. Акад. Н. Бердзенишвили указывает на факт соскабливания надписи с церкви в селе Фока и заключает: «Печальные примеры подобных преступлений встречаются нам и в других местах Джавахети» («Вопросы истории Грузии», 1967, том IV, стр. 248). Последуем снова за Георгием Бочоридзе: «Надпись на камне специально стерта каким-то инструментом. Речь идет о камнях с надписями из деревни Агарис Цкаро. В Ахалцихе есть две церкви Св. Стефана ― одна в околотке Дарамагла, на месте нынешней армянской церкви Св. Стефана, в древности была грузинской церковью, армянская же церковь новая» (стр. 166). Вторая, по сведениям карты-справочника, в околотке Рабат, построена в 1840-е гг., наверняка армянская». Георгий Бочоридзе замечает: «Ахалцихская церковь Св. Знамения. Здание новое, построено на месте грузинской церкви. Купольное».

 

0_cedac_ce72b77a_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/32225563.de/0_cedac_ce72b77a_orig

Грузинская церковь Ахалшени (Норашен) с другого ракурса

 

По карте-справочнику, в Самцхе-Джавахети всего 127 армянских церквей. Из них 40 построено до 1800 г. Выходит, что на протяжении ста лет (1800-1900) армяне «построили» в этом краю 87 церквей. В XX в. по понятным причинам в Самцхе-Джавахети (так же, как и в других местах) церквей было построено немного. Между тем получается, что в Ахалкалакском, Ахалцихском, Адигенском, Аспиндзском и Боржомском районах армяне строили в год по одной и более церквей.

 

0_cedc7_9323b9ce_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15533/32225563.df/0_cedc7_9323b9ce_orig

Грузинская Троицкая церковь

 

Следует принять во внимание, что церкви эти фундаментальные, прочные строения, а не наспех выстроенные времянки. Строительство церквей такими темпами при тогдашнем медленном передвижении и ручном труде представить себе невозможно.

 

0_cedc6_446e0a16_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15553/32225563.df/0_cedc6_446e0a16_orig

 

Не только в прошлом веке, но и сегодня, в условиях механизированного строительства, в столь короткий отрезок времени столько зданий, тем более церковных, возвести немыслимо.

 

0_cedc8_cc43e0c1_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/16193/32225563.df/0_cedc8_cc43e0c1_orig

 

В чем же дело? Дело в том, что армяне воспользовались «мягким рыцарством» грузин, взялись за грузинские церкви и использовали /I.R. присваивали R.I.\ их, как хотели. По многочисленным сведениям акад. Екв.Такайшвили, акад. С.Джикия, «Некоего месха» (Иванэ Гварамадзе), Ив.Ростомашвили, «Некоего монаха» (по нашему предположению ― Мосэ Джанашвили) и других, прибывшие в Самцхе-Джавахети, Триалети (Цалка), Квемо-Картли (Гогарани) армяне беззастенчиво завладели имевшимися в местах новых поселений грузинскими церквами и обратили их в армянские. Вот почему, как грибами после дождя, усеяны эти регионы «армянскими» церквами. Были случаи, и немало, когда некоторые грузинские церкви разбирались и из материала от них (хорошо отесанные камни и др.) строились новые армянские церкви. Это подтверждается хотя бы вышеприведенным сведением Ив. Ростомашвили о церкви в селе Аракали.

 

0_ce0f5_6cecca90_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15506/32225563.dd/0_ce0f5_6cecca90_orig

Очаровательные узкие улочки восточного города

 

I.R. Когда кто-то от властей Грузии пытается добиться адекватной реакции на армянскую в том числе территориальную агрессию, то слышится отговорка ― Вы что войны хотите? Из приведённого материала уважаемого грузинского академика следует, что война уже идёт, причём идёт уже давно. Пользуясь терминологией американского боевого устава, армянские агрессоры применяют “вертикальный охват”, когда приуготовляемая к захвату территория прежде засаживается заранее забрасываемым внешне безобидным десантом мнимых беженцев и якобы вынужденных переселенцев. R.I.

 

0_ce45b_7cbf9b49_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/16162/32225563.dd/0_ce45b_7cbf9b49_orig

Водопад на реке Цавкисицкали буквально в двух шагах от Метехского моста и турецких серных бань с мечетью

 

В заключение приведём два высказывания бессмертного грузинского поэта и общественного деятеля Ильи Чавчавадзе по поводу армян в Грузии. «Выдавание чужого за свое, возня и копание в документах, затушевывание чужого и выпячивание на место чужого своего и другие их (армян. ― Б. А.) подобные доблести были их свойством исстари… Мы заручимся свидетельством того же г-на Никольского в том, к какой изворотливости прибегают армянские ученые, чтобы исторгнуть даже из камней вопль, какой им желателен, а тем самым принудить фальшивить и искажать даже камни, чтобы даже камни побудить ко лжи и прожужжать нам уши тем, что «камни вопиют», но вопиют не камни, а лгут изолгавшиеся армянские ученые и иже с ними… Вообще-то да поможет им Бог в самовосхвалении, но присвоения ими нашего мы не простим, не позволим, и надеемся, что в этом все здравомыслящие армяне согласятся с нами!…» и «Хорошо нам было или плохо, но мы приняли вас, приютили, по-братски, и не становитесь нам врагами в нашем же доме.»

 

Ингвар Рюриксон

 

0_ce45a_afefdd7e_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/15590/32225563.dd/0_ce45a_afefdd7e_orig

Ущелье реки Цавкисицкали, и не верится, что это почти центр города

 

P.S. Великолепные фото-иллюстрации с изображениями древних грузинских храмов взяты с сайта http://maximus101.livejournal.com/ (хотя с ремарками автора сайта по поводу принадлежности церквей я и не согласен) и помещены здесь, чтобы читатели смогли погрузиться в чарующую атмосферу старого Тифлиса, понять на какую сакраментальную красоту и святость раззевают свой роток армянские экспансионисты.

[ежели редакции будет лень превращать все рисунки в активные ссылки, то можно оставить мои подрисуночные надписи в качестве ссылок]

 

Опубликовано http://kavkaztimes.com/?p=5530 +69193

наверх