Илья Муромец и все, все, все
http://smi2.ru/IngvarRuricson_gmail_com/c1517750/?inv=250062…
Не так давно на СМИ2 появилась статья “Илья Муромец ― быль или вымысел?”, оригинал которой был выложен на сайте Азбука Веры [http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/5g10_4-all.shtml “Илья Муромец.
Былинный герой или реальная историческая личность?”]. Учитывая ультраконсервативную клерикальную направленность последнего, материал излагал ортодоксальный, освящённый официальной историографией и церковью взгляд на знаменитого, пожалуй, самого любимого русского былинного богатыря. Несмотря на интригующее название, предполагающее определённый выбор, на самом деле никакого выбора у читателя не было. Ему был изложен известный ещё со школьного курса подход к литературно-историческому персонажу. Но единственна ли такая трактовка? Верный своему принципу ничего не принимать на веру, я приступил к поиску. Как часто бывает в истории, и здесь выяснилось, что предмет исследования содержит кучу загадок.
Начнём с того, что в советское время мумия преподобного (богатырь под конец жизни принял постриг) Ильи Муромца исследовалась http://vse.kz/topic/124727-velikii-russkii-bogatir-ilja-muromec-bil-mong/ и выяснилось, что она принадлежит человеку восточного монголоидного типа. Сие не слишком вязалось с иллюстрациями к былинам, впитанным нами с молоком матери. А дальше я столкнулся с версией, которая повергла меня в шок. Открываю один сайт и читаю название статьи “Илья Муромец — турецкий гази”. Сначала я подумал, что у меня помутилось в глазах, а прочтя статью — что в рассудке.
Некоторые ультрапатриоты скажут последний диагноз окончательным. Поэтому выложу содержание статьи http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/700-ilia-murometc-turetckii-gazi/ здесь, чтобы каждый мог оценить аргументацию автора, историка Алексея Иваненко. Ещё одна причина, побудившая меня сделать это, состоит в том, что первоначальный вариант статьи исчез со всех серверов, где он обретался. Данный текст взят с одного из провинциальных форумов, но выложен лично автором, что гарантирует его аутентичность.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ — ТУРЕЦКИЙ ГАЗИ?
Алексей Иваненко
Прошло уже два года, как я опубликовал на сайте Кавказ-центр заметку про исламские корни русской культуры ("Был ли Илья Муромец участником джихада?"). Меня поразило, какой резонанс вызвала эта статья в русскоязычном Интернете, поэтому я решил представить вашему вниманию обновленный, расширенный и более аргументированный вариант этой статьи. Кроме того, я обнаружил ряд фактов подтверждающих мою гипотезу.
Многие воспримут это как курьез, однако русская культура имеет исламские корни. В России конца XIX в., когда произошло становление отечественной гуманитарной науки, этот факт сознательно искажался и замалчивался. Причины лежат на поверхности: многолетний конфликт с мусульманской Турцией и захлестнувший общественное сознание (в т.ч. и академическую среду) национализм. Советская гуманитарная наука, позаимствовав марксистскую фразеологию, не смогла преодолеть эти предрассудки. Сталин для оправдания русского национализма даже вывел формулу: "Маркс говорил, что у пролетариев нет родины, но после Октябрьской революции родиной пролетариата стала Россия". Почитайте советские учебники. Первая глава неизменно называется: "Наши предки — славяне". Лингвистическое родство сильно преувеличивается, что очень опасно, а иногда и антинаучно. Именно теория индоевропейской общности языков (бесспорная, кстати) послужила основой нацистского мифа об ариях. Да, русские говорят на славянском языке, но почему их предки обязательно славяне? Простите за сравнение, но афроамериканцы в США говорят на английском, это же не значит, что их предки англо-саксы. Культурогенез - это комплексный процесс, и на первое место необходимо поставить духовное наследие и коллективные представления, ибо именно они формируют этнос.
Всем известен русский сказочный образ молочных рек с кисельными берегами, но мало кто догадывается, что это прямая ссылка райский источник из Священного Корана (Сура "Мухаммад", аят 15). Всем известно русское выражение "быть на седьмом небе от счастья", но мало кто знает, что оно отсылает к мусульманскому учению о семи сотворенных Аллахом небесах (Сура "Развод" аят 12). Многие русские суеверно плюют через левое плечо, но мало кто знает его изначальный смысл. По мусульманскому преданию Бог приставил к каждому человеку двух ангелов — доброго и злого, которые стоят соответственно за правым и левым плечами. Первый записывает хорошие поступки, а второй плохие.
Примеров можно привести много, но особенно интересен случай с былинными богатырями. В русской гуманитарной науке этот образ начал активно разрабатываться со второй половины XIX в., а именно с работы Константина Аксакова "Богатыри князя Владимира" (1852). Но Аксаков не ученый, а идеолог славянофильского движения и его научная объективность вызывает серьезные сомнения. Его "духовный собрат" Алексей Хомяков дошел до того, что стал утверждать, будто Венецию основали славяне (венеды). Сейчас антинаучность подобных утверждений бесспорна, однако работа Аксакова о богатырях по-прежнему считается, чуть ли не основополагающей. Дело усугубила официальная идеология ("православие, самодержавие, народность"), которая нуждалась в обосновании своего вмешательства во внутренние дела Османской империи. В результате, в образе богатырей мы видим скорее стереотипы XIX в, чем реальных прототипов былин. Богатыри ассоциируются с верноподданными пограничниками (см. картину Васнецова "Богатыри" 1881-1898).
Но обратимся к текстам былин. Слова "богатырь" и "казак" в них используются как синонимы. Оба термина тюркизмы ("батыр" и "казах"). В частности, слово "казак" впервые встречается в арабско-половецком словаре 1245 г. В русских летописях упоминания о казаках встречаются с 1444 г. Действия былин происходят не в лесах, где обычно селились славяне (не случайно их язык передает различные смысловые оттенки слова "лес" — роща, чаща, бор, дебри, гай, колок, пуща), а в евразийских степях — "чистом поле" (слово степь в русском языке известно с XVIII в.).
Известный богатырь Илья (Илиас) происходит из селения с характерно неславянским названием Карачарово. Обращение к тюркским языкам позволяет восстановить это слово как Кара Чары. Основа "кара" - указывает на черный цвет. Например, Каракумы — черные пески, Карадаг — черная гора. Основу "чары" можно перевести как "войско" (Яны Чары — "новое войско"). "Черным войском" в тюркские народы называли иррегулярное ополчение, рать. Поэтому сидение Ильи с селе Карачарово — это не что иное, как пребывание в рядах Черного Войска. Поздние сказители пытались закамуфлировать сомнительный с точки зрения официальной идеологии факт биографии Муромца, ибо "Черное Войско" вполне могло воевать на стороне турецкого султана, что никак нельзя было признать в условиях войны с Турцией. Русский герой оказывается турецким гази!
Однако мы не можем с уверенностью назвать национальность Ильи Муромца. Нас интересует не происхождение, а семантика богатырского образа. Зададимся вопросом, что составляет суть богатыря? Война. Все богатыри воители: Илиас из Кара Чары, Добрыня Никитич, Алеша Попович (ибн Мулла). Однако это очень странные воители. Богатыри — не разбойники, на манер Степана Разина, и не вассалы монарха, подобно европейским рыцарям. Илья Муромец не собирает сокровищ и часто проявляет враждебность к былинному князю Владимиру. Во имя чего воюют богатыри? Они сражаются с погаными. Термин "поганый" имеет отчетливое латинское происхождение. Первоначально paganus обозначал сельского жителя, позже оно приобрело значение "язычник". Необходимо отметить, что в Средние Века язычество рассматривалось не как отдельная религия, а как собрание суеверий. Оно приобрело откровенный негативный смысл, так как в то время, когда распространялось ниспосланное пророку Иисусу Христу (мир ему!) Евангелие, языческие заблуждения дольше всего держались в консервативной сельской среде. Поэтому слово "поганый" — это эквивалент арабского слова "кафир" (неверный), а "погань" — куфр (неверие).
http://risovat-legko.com/wp-content/uploads/2014/03/Viktor-Vasnecov-kratkaja-biografija-3.jpg
Из этого следует вполне логичный вывод, что богатыри — это участники священной войны с неверием. Это тезис находит свое подтверждение в тексте былины "Михайло Потык": "А едь-ко ты, Добрыня, за сине море, кори-тко ты языки там неверные", т.е. сражайся с кафирами. Некоторые читатели могут возразить, что факт участия в священной войне с неверием не делает богатырей участниками Исламского Джихада. Богатыри, мол, могли воевать во имя христианской религии. Однако существуют неопровержимые факты неповиновения Ильи Муромца христианскому монарху-"помазаннику" Владимиру и даже о стрельбе в церковные кресты. Так что дилемма христианин или мусульманин методом исключения решается в пользу последнего. Отбросив предрассудки, необходимо признать, что прототип Ильи Муромца был моджахедом.
Можно сделать вывод, что былина об Илье Муромце заимствована от степного тюркского народа, исповедующего ислам. Это не единственный случай заимствования. Достоверно доказано, что сказка о Еруслане Лазаревиче (образ пушкинского Руслана) была заимствована от одного из иранских народов в XVII в. Впервые образ Ильи Муромца, по утверждению историка Сергея Соловьева, встречается в среде донских казаков. Единственным степным тюркским мусульманским лояльным Турции народом, соседствующим с казаками, были ногайцы. Они населяли степи Кубани до 1778, пока отряды русских карателей под предводительством Суворова не устроили резню ногайцев за поддержку Турции. Тогда погибло 12 тысяч ногайцев, остальные стали эмигрантами, а край обезлюдел и позже был заселен украинским казаками (Семененко, Радченко, История Украины, Харьков, 2000, с.210-211). Поэтому, говоря о национальности Ильи Муромца, с большой долей уверенности, можно сказать, что он был ногайцем.
Под влиянием популярности образа Илья Муромец был канонизирован польскими православными только в 1642 (до присоединения к России в 1654). Значит прототип легенды жил раньше этого срока, но в летописях Киевской Руси упоминаний об Илье Муромце нет. В былинах есть отчетливые упоминания о реалиях Смутного времени (Скопин Шуйский), товарах восточносибирского происхождения (амурские куницы) и даже о подзорной трубе. Однако турецкое влияние могло распространиться на степные тюркские народы не раньше 70-х XVI в. Поэтому ногайский батыр Илиас мог служить в Кара Чары ("черном войске") где-то на рубеже XVI-XVII вв.
Запись былин об Илье Муромце относится к еще более позднему времени к XIX в., когда собственно и зарождается фольклористика. Однако собиратели легенд восприняли сильно искаженный вариант былины. Кроме того, можно предположить, что они сознательно исказили или опустили те факты, которые противоречили их славянофильским, народническим или монархическим убеждениям. Оттого в былинах мы видим много противоречащего истинной вере. Однако факт остается фактом, несмотря на все замутнения, подлинной сутью богатыря был джихад.
Если бы русская культура столь противоречила тюркской и исламской, то как же моджахед мог стать героем русского народа, да такого уровня, что с ним была вынуждена считаться Православная церковь? Ответ может быть только следующим, никакого противоречия нет. Русские, которые родом из степных районов - это ославяненные тюркские народы, они говорят на особом южном ("акающем") диалекте. Ныне мы пишем на вымершем "окающем" диалекте (молоко, корова, Москва), а говорим на "акающем" (карова, малако, Масква). Поэтому русские — это тюрки, заимствовавшие славянский язык.
В завершение приведу два идентичных отрывка из былины и Священного Корана.
"Как два русских-де борются, надо разговаривать, а и русский с неверным, дак надо помощь дать, а два же нерусских, дак надо прочь ехать"
Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем
"И если бы два отряда правоверных сражаются, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха"
Сура "Комнаты", аят 9.
***
Вот тебе бабушка и Юрьев День. Надо признать, не со всеми выводами автора я полностью согласен, но лейтмотив — русские богатыри не были христианами — заставляет крепко задуматься о нашей истории, вернее о том что нам преподносят под видом нашей истории. На мой взгляд наиболее сильный аргумент г-на Иваненко, легко проверяемый непосредственным перечитыванием былин, является выраженный, неоднократно упоминаемый побудительный мотив богатырского подвига — борьба за Веру. В христианской парадигме такой посыл отсутствует. А как же крестовые походы? — спросите Вы, дорогие мои читатели. Крестовые походы и прочие религиозные войны велись под флагом защиты христианских святынь, но никак не для агрессивного распространения христианского вероучения. Была правда, особенно в одно время, распространена по всему миру миссионерская деятельность, но там речь шла о сугубо мирной проповеди методом убеждения. Методы же русских богатырей больше похожи на методы моджахедов — проникнуть на территорию противника и во имя веры нанести удар в самое сердце. Несмотря на попытки затушевать этот джихад в последующих редакциях былин, изобразив богатырей защитниками государства, а не борцами за веру, сюжетная основа первоначальных версий проглядывает довольно явственно. Так на горизонте начинает маячить “великое и ужасное” слово Ислам.
В работе “Христианство в былинах: наслоение или почва?“ http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/folk/hristianstvo-v-bylinah-nasloenie-ili-pochva.html подробно разбирается сакральное значение в былинах омывания водой, ключевой водицей, которая дарует богатырям силу, врачует раны, итожит подвиги. Между тем мы знаем, что неотъемлимой частью религиозного обряда, одним из главных элементов веры омовение является именно в Исламе. Присутствует омовение и в религиозной церемонии старообрядцев, ещё и поэтому Старообрядное Православие уместно называть СлавяноРусским Исламом, как я уже говорил.
Теперь, о каком периоде идёт речь, и неплохо было бы указать географическую привязку прототипов сюжетных перипетий. Ну, последнее совсем просто, — скажете Вы, — естественно Святая Русь. На самом деле с былинными сюжетами далеко не всё так гладко [http://lah.ru/text/gularyan/text.htm “Историческая география древнерусского эпоса”]. Так например, былина о Волхе Всеславиче рассказывает о завоевании царства Индийского. Учитывая, что Русь в обозримом прошлом боевых действий с индийскими правителями не вела, остаётся предположить, что в былину вкрались смутные воспоминания об арийском завоевании Индии, пришедшем, как известно, с севера. Но было это в незапамятные времена, так что сюжетные основы многих былин могут быть очень старинными.
В свете этого посыла обратимся к ещё одной былине древнерусского эпоса “Илья Муромец и Святогор-богатырь” http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bpu/bpu-052-.htm . Хотя Святогора и именуют русским богатырём, но географическая локализация этого образа говорит об обратном. Живёт он на горах, горах Араратских, причём особо отмечено, что с этой территории он ни ногой.
"Тут садился Святогор на добра коня
И поехал по чисту полю
Он ко тым горам Араратским...
И поехал он да по Святым горам,
По Святым горам да Араратским".
"Мне не придано тут ездить на Святую Русь
Мне позволено тут ездить
По горам да по высоким
Да по щелейкам по толстым".
В обыденном сознании Арарат связывается с Арменией, хотя на самом деле эта гора находится на территории Турции, но не будем торопиться с выводами. В стародавние времена самой древней цивилизации на Земле — Шумерской на территории Южного Азербайджана, которая сейчас входит в состав Исламской республики Иран, существовала страна Аратта. Она раскинулась на отрогах гор Загросс к востоку от озера Урмия и в древних источниках именовалась не иначе как “горная страна” [http://www.rizvanhuseynov.com/2011/06/blog-post_17.html “Древняя Тюркская страна Азербайджан”]. Открываем шумерскую “Хвалебную песнь в честь Шульги” https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B0 и читаем: «Я наполнил его сокровищами, подобными тем, что есть в священной Аратте». Значит горная страна считалась ещё и священной, священные горы Араттские. Вот как первоначально могло звучать место прописки Святогора. К тому же, раз горы священные, святые, то и богатырь именуется Святогор. Позже, не исключено под влиянием популярности библейской истории Всемирного потопа, горы Араттские превратились в горы Араратские, ведь былины являются памятниками устного народного творчества и в виде твёрдой копии были записаны только в XIX веке.
Примечательна сцена встречи двух богатырей. Встретив Илью Муромца, Святогор выясняет: "Ты коей земли, да ты коей орды". Не правда ли интересное обращение одного русского богатыря к другому русскому богатырю, если учесть что в литературе понятие “орда” применяется исключительно к татарам. Это заставляет задуматься либо об этнической принадлежности героев былинных эпосов, либо об этногенезе русской нации. А как святорусский богатырь Илья Муромец обращается к своему старшему товарищу Святогору? “Ох ты гой еси, удалой добрый молодец!” Сильно устаревшая форма обращения, что лишний раз указывает на древность первоосновы текста. Ну “еси” понятно, форма глагола быть или есть. А вот слово “гой” восходит даже не к национальному языковому, а к праиндоевропейскому корню “gi — жить, существовать”. В тюркском языке тоже имеется сходное по звучанию слово “qoy — гкой” в значении желательности существования — пусть, пускай. Таким образом, с одной стороны обращение “гой еси” можно перевести, как “жив (здрав) будь”, но некоторые исследователи трактуют формулу “гой еси” как знак принадлежности к общине (роду, племени, нации, расе): «Ты есть наш, наших кровей» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B9_%D0%B5%D1%81%D0%B8 . Оп-па, стало быть русские славяне и жители Южно-Кавказской Аратты считали друг друга родичами, причём довольно близкими раз могли сказать друг другу — Мы с тобой одной крови.
Так кто же такой Святогор? Какое государство он представляет, к какому древнему народу принадлежит? Можно предположить, во-первых, что этот народ много старше славян, раз Илья Муромец при Святогоре находится на положении младшего брата; во-вторых, что речь все же идет о родственниках славян, коли Святогора былина тоже называет русским богатырём. На первый вопрос о государстве мы вроде бы дали ответ. А вот народ... похоже, что на этой территории издревле отмечалось тюркское присутствие [http://www.rizvanhuseynov.com/2012/06/blog-post_28.html#more “Татары и Тюрки. Упоминания в ассирийских и иных древних источниках до н.э.“, во всяком случае так считают многие исследователи. Вопреки распространённому мнению о пришлом характере тюркских племён для данного региона в V-Vll вв н.э. самыми ранними письменными источниками, упоминающими имя тюрков, являются аккадские, ассирийские и урартские клинописные памятники, относящиеся к ll-l тысячелетиям до н.э. И упоминают эти источники их как обитателей территории древнего Азербайджана и юго-восточных районов Анатолии, т.е. нынешней Турции.
В аккадских и ассирийских клинописных текстах относящихся ко ll тысячелетию до н.э. этноним «тюрк» писался как «турукку». Из этих источников становится ясно, что этот народ являлся основным этносом Аратты, древнейшего государства на территории Азербайджана, который был известен и древним шумерам и с которым шумеры поддерживали тесные культурные, политические, дипломатические и торговые отношения. Мнение об идентичности этнонимов «турукку», «трухи» и «тюрк» впервые было высказано З.Ямпольским еще в начале XX века и поддержано видными тюркологами.
А насчёт родства славян стоит вспомнить смелую гипотезу всемирно известного норвежского первооткрывателя Тура Хейердала. Да-да, того самого, с интернациональной командой совершившего беспримерный переход через Тихий океан на бальсовом плоту и фактически доказавшего, что в древности водная гладь, какой бы протяжённой она ни была, не разделяла, а соединяла народы и континенты. На этот раз Тур Хейердал выдвинул предположение, что скандинавские викинги пришли с Кавказа, о чём и повествуют в сильно мифологизированной форме знаменитые скандинавские саги. При жизни немногие поддержали гениальную интуицию исследователя. Но прошло время, и объективные тесты ДНК показали несомненное родство [http://www.rizvanhuseynov.com/2011/10/blog-post_2012.html “Тур Хейердал: «Анализ ДНК со скелета древнего викинга и нынешних азербайджанцев, научно доказал, что они родственные народы»”] населения Азербайджана и грозных морских корсаров из Норвегии. Из Закавказья в Скандинавию путь неблизкий. Не по воздуху же они перелетели. К тому же речь идёт не о единичной экспедиции, а о великом переселении целого народа, процессе масштабном и длительном. Значит по дороге в этническом плане должна была остаться целая полоса генетической общности, соединяющая Кавказ и Скандинавский полуостров. В эту полосу как раз и попадает центральная Россия. А это значит, что Илья Муромец, как и мы с вами, русские читатели, являемся потомками тюркских автохтонов Аратты. Прав был старый казак да Илья Муромец, признавая себя младшим братом богатыря Святогора.
Кстати по поводу упомянутого в начале богатыря Волха Всеславича имею добавить следующее. Учитывая, что в некоторых редакциях былины сказители его именуют Вольгой, что близко созвучно названию великой нашей реки, матери рек русских Волги, моя версия [“3. СлавяноРусский Ислам. Волгария ― страна славянских мусульман. Не Киевская Русь, но Волжская Славяния”] о колыбели Российской государственности в Поволжье, а не в Киеве получает ещё одно подкрепление.
И в заключение приведу мой перевод с украинского статьи известного исследователя Олега Гуцулюка, которая наглядно показывает тюркскую основу многих легендарных эпосов, которые мы традионно считаем глубоко национальными, например “Витязя в тигровой шкуре”. Статья опубликована 19 мая 2010 года на сайте http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=9&t=729&p=4671 и называется “Ислам на Руси”. Перевод сделан мною и может грешить неточностями (для удобства сопосталения с оригиналом я даже перенумеровал абзацы), однако смысл прослеживается явственно. Эта статья представляет пересказ древних сказаний народов Руси с летописными элементами. Из текста проистекают два вывода. Киевская Русь того времени была сильно тюркенизирована и арабизирована, а господствующую религию представлял Ислам.
1. В Киевском пещерном скиту-Ханако (Ханас) в одинокой келье ("саумаьа"; пор.: Слов. "Чертог" — "келья монаха" <тюрк. Kartak / gardah <перс. Gardak "комната"; пор.: И .-е. * kai-ur-t «пещера», «яма» (лат. cavea, гр. kaiata, др.-инд. kevata и др.). — туркм. govak «пещера», тур. kovuk «дупло» , «нора», слышал. xăvăl «дупло») с единомышленниками ("муридан") на время поселился большой Булгарский мистик-дервиш, имам ("Мамай") рахиб Шамс (840 г.), который в 820 г. обратил черных булгар Левобережья Украины в ислам.
2. Думается, что к этому времени следует относить проникновение в славянский язык (через диалектные тюркские произношения) арабских слов "мудрец" (<араб. "Мударрис" — "толкователь, учитель"), "жупан" (<араб. "Субхана" — "хранитель / охранник"), "Мамай" (<араб. "имам"), "кацап" (<араб. "кассаб" — "мясник"), "могила (как поселение мертвых)" (<араб. "Махалла" — "поселение"), "фата" (<араб. "фута" - "головные повязка"), "обед (как хорошая еда)" (<араб. "Абид" — "благочестивый"), "ковер-самолет" (<молитвенный коврик мусульман), "тазик " (<араб."тазкийя" — "очистка"), "миска (железная)" (<араб "закаленное (железо)"), "лаком" (<араб. "Лахм" — "мясо"), "уста" (<араб. "аль-уста" — "середина"), "наем" (<араб. "наьим" — "рай"), "Сутки" (<"саъат" — "часы"), рус, рус (<араб. "руус " — "головы"), Бог (<араб. "Баха" — "красивый"), Велес / Волос (<араб. "фуляз " — "железо" норд. "вьолси / вольсунгы"), См. (зовет вверху древа"; в "Слове о полку Игореве") (<араб. Дауа "распространение мусульманами своей религии", призыв-Аззана муедзинов к молитве с высоких сооружений; славянские земли были "Дар ад-Дауа" — "земля распространения ислама" и "Дар аль-Муахада" — "земля торговли"), "хлеб и соль" (<араб. "халибби василь" — "все исполню ради гостя / прибывшего "), "иди на ..." (<"Хиди нахиййа" — "отойди в сторону"), "морока" (<араб. "Маарака" — "борьба"), "зубр" (<араб. "Зубр" — "пенис"), женские имена, воспринимаются теперь как сокращение: Нюся (<араб. "ан-нуса/аниса" — "женщина"), Нюра (<араб. "ан-Нур" — "свет"), Тина (<араб. "земля"; также попало в рус. "Тина" — "ил"), "Ягилева дочь (архаический украинский фольклорный образ)" (<араб "Агиль" — "знающий, умный, понимающий"), мужские имена: Ярополк (араб. "Анвар"), Лев (араб. "Асад", "Усама"), Святослав (араб. "Махмуд"), Назар (араб. "дальновидный).
3. Происходил Шамс из рода индийского купца Синджа-дяу (Синджа-Диу, Тиньтяу), который осел в Хорезме. Поэтому всех его потомков называли "синдийцямы". Позже его потомки поселились в Хазарском каганате, где отец Шамси мулла Габдулла был судьей (кади) мусульман Семендера и вождем антихазарского восстания в 810 г. Сам Шамс некоторое время был секретарем хана черных ("северных") булгар в Балтаваре (теперь - Полтава), а после передал эту должность своему сыну, рожденному в Киеве — мулле Микаилю Башню Ибн-Шамс Тебиру, литературным псевдонимом которого было Шамси Башню, а величественным его произведением, которое дошло до нас, является "Легенда о дочери Шана" ("Шанкизы Дастан" ). Во время противостояния Хазарии и Черной Булгарии Киев под руководством начальника гарнизона варяга Жир-Аса (Дира древнерусских летописей) восстал. Для переговоров с новым государством от булгар и прибыл Микаил, друг детства Жир-Аса, который уладил дела на пользу обоим народам и остался в Киеве в качестве посла, одновременно являясь муллой главной киевской мечети "Эль-Бейда". Но в 863 г. владетель (спивволодар) Жир-Аса христианин Аскольд (Феофан вспоминает послов царя гермихионов Аскила в 563 г., с VIII в. Известный народ "АСКЛ / Ашкале / есгель", родственный булгарами и граничащих с мадьярами; наконец, упоминается царь Аскал , который подчинялся царю волжских булгар Алмуш, а последнее имя аналогичное имени венгерского вождя, отца Арпада) устроил погром мусульман, в результате чего мулла Микаиль вынужден был уединиться в скиту-Ханако отца. В 870 г. Микаила киевский обладатель обменял на варяжских пленников и дальше мулла был секретарем ряда булгарских ханов, ведя активную просветительскую (перевел булгарские письмена "куниг" на арабский язык, открыл сотни мечетей и медресе) и географическую деятельность. В 900 г. он отправился в миссионерское путешествие на Урал, но утонул во время бури на реке Нукрат-Идель ("Серебряная река"; Агидель, теперь — река Кама) у аула Шам-Чачак, близ города Яр Чаллы (теперь — Набережные Челны ). Язычники выловили тело из реки и повесили его на дереве (ср. как позже русичи расправлялись тут же с местными волхвами; пор. по Тюркско-манихейскому обычаю обматывать труп шнурами, подвешивать на дерево и оставлять так гнить). Сын Микаила Абдаллах Ибн Башню похоронил отца в основанном им мусульманском скиту Деберейнера на реке Свияга. Сын поэта, которого трижды упоминает в своем произведении известный арабский путешественник того времени Ибн Фадлан, становится начальником канцелярии хана Волжской Булгарии и в 931 г. создает собственный дастан "Кисекбаш Китаб", подписанный псевдонимом Тебирзи. Жизнеописание поэта и история создания эпоса изложены в своде булгарских летописей "Джагфар тарихы", составленной Бахши Иман в 1680 г. по приказу Сейида Джагфара, и в XIX в. сама летопись оказался благодаря булгарским эмигрантам в казахском городе Петропавловске, где и была открыт учеными.
4. Именно в Киевском пещерном скиту-Ханако в 865 г. Микаэль Шамси Башню и написал дастан "Шанкизы", в основу которого положил легенды тюрков, иранцев, угров и славян. В частности здесь рассказывалось как сын Алпа Бояна (сына Солнца и Луны, сбежавшего от родителей и стал правителем племени Имен-"Дубов"; пор.Уральськие горы как "Имеонськи" в византийских хрониках и с именем кагана авар Баяна) Иджик, обладатель хонив ( гуннов), был рожден богиней-рыбой Бойгал (обратите внимание на образ рыбы-праматери династии!), из-за чего булгарки любили украшать себя серебряными монетами (танка), символизирующими её чешую, как потомки Иджика кочевали берегами реки Кубан (Хуанхэ, возможно это предкавказская Кубань — I.R.), а затем отошли в Сакланские (Сако-Аланские) степи Сулы (Дуная), Кашан (Молдовы), Бури-Чая (Днепра), Нукрату (Северского Донца), Ширу (Дона) и Итиль (Волги). Героями булгар выступают друзья-ельбиры Ата и Аудан-Дуло (т.е. исторический Аттила из рода Дуло и Автандил из поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"), Арбугу (Тарвиля) и Шамси Тат-Ирана (Татра). Злой дух подземного мира Албастий похищает невесту Аудан-Дуло Боз-би, дочь бека Шан-Албана Риштава, а другой демон — однорогий Аджаха — невесту Арбугы Танбит. Друзья спасают сначала Танбит, а затем и Боз-Би. В то же время герои побеждают в различных подземельях и пещерах полчища нечистых духов-йорегив (чуваш. "святых", тюрк. Iduq, варязи. Helgi "святой, Олег"). Счастливые победители поселяются в местности Атиль ("Лошадиная стоянка") на реке Итиль (Идель), где основывают царство Булгар (известного от готского историка Иордана как Athaul, жители которого платили дань готскому императору Германариху, далее — это исторический Итиль, столица Хазарского каганата). Потомок героя Аттилы из рода Дуло по-матери хан Курбат (Кубрат, Кубар), сын Аскала (по хронике Менандра Протектора, Аскел — тюркютский хан прислал в 563 г. посольство в Византию), дает во владение своему младшему брату Шамбату гору Куянтау ("Заячья гора"), где в 631 г. строят крепость Башню, которую потом назвали Шамбат (намек на название Киева от Константина Багрянородного как "Самбатас" — "Пристань для лодок"; существует версия от венгерского слова Szombathely, где hely означает " место "и означает именно" Венгерское урочище ", куда прибыл князь Олег Вещий и где похоронен Аскольд и где перед этим был западный форпост иудейской Хазарии, представлен салтово-маяцкой археологической культурой (ср. топонимы Каховка и Одесса с иврит." ках хов " — "возьми пошлину" и "Адаса" — "вереск (степное растение)"), а сам вассальный от Хазарии "Русский каганат" с вероятной столицей в Киеве (у Ибн-Фадлана царь Аскал был вассалом Булгарии, в свою очередь вассала Хазарии; пор. с иврит. "ке ав" — "как отец", что могло быть иудейским переосмыслением местного топонима) действительности охватывал ареал волынцевской археологической культуры, занимая Левобережье Днепра и междуречья Днепра и Дона (и даже достигали бассейна Оки: ср. топонимы Москва, Муром , Ростов, Самара, Симбирск и иврит. "масс кева", где "масс" — "налог / пошлина", "кева / кевуа" — "постоянное", "мэром" — "с высоты", "рош ООО" — "добра голова", "шаморим" — "Самара (жители Самары)", "семь бира" — "пивоварня") гипотеза И.Хайнмана связывает срок Самбатас с обозначением в русских былинах Днепра как Израили-реки и Сафат-реки, есть реки Иосафата, которая протекает, согласно преданию Агады, по земле, где живут потерянные десять колен Израиля и одновременно контаминируется с долиной Иосафата русских апокрифических преданий, где, казалось бы, по Книге Иоиля, должен состояться суд над народами; как нам, то срок Самбат / Иосафат может быть перетолкования уже забытого Шамбат).
5. Царство Шамбата стало называться Дулоба (намек на дулебов-волынян; пор. С другими названиями племен булгар и славян — ердимчи / радимичи, себерчи / северяне, бугильчи / бужане, барин / берендеи, агачиры / акациры, ульчии / уличи, табирчи / тиверцы и т.д.), а булгары Шамбата стали именоваться "отрезанные", "украяни" — "кии" (koy Керчь> Керчь). Сам Шамбат потерпел немилость (отвратит) от верховного властителя булгар Кубрата за то, что пойдя в поход на фаранг (франков), внезапно повернул назад, этим обрекая остальных булгар на поражение. Собственно о войне франков и булгар рассказывает хроника Фредегар (VII в.), Когда после смерти аварского хана Баяна в Паннонии вспыхнула война между собственно аварами и булгарами-кутригурами. Последние бежали в земли франкского короля Дагоберта Меровингов, который сначала радушно принял их, отведя для поселения нынешнюю Баварию. Этим объясняется, в частности такое лингвистическое явление, как взаимные германо-тюркские заимствования, обнаружены в большом количестве в лексике чувашского языка, непосредственного потомка древне-булгарского (сведения составлены Валентином Стецюком).
Затем по неизвестной причине Дагоберт приказал их вырезать, чем навлек на себя и свой род Меровингов проклятие больших шаманов Евразийской степи. Булгары с большими потерями отступили за Карпаты, где славяне и языги-сарматы радушно приняли их как защитников от аварского произвола.
6. На холме Куянтау был установлен идол Каменная Голова (Таш-Баш, есть намек на славянского Дажьбога), увенчанного большой каменной чашей (!) И ему в жертву купцы приносили аналогичные чаши ("Ташаяк") с написанными соглашениями, обязательствам, просьбами или клятвами. Здесь же в котле был сварен в жертву захваченный в плен булгарами хазарский каган. На горе Куянтау в своё время умер, отдыхая от приключений, храбрый конь богатыря Ату (Аттилы) Тулпар, и когда герой взошел на гору посмотреть на кости собрата, то внезапно умер от удушья (что совпадает с преданиями о "смерть от коня" русского князя Олега и варяжского конунга Одда).
Однако Киев-Шамбат был только религиозным центром, а столицей царства Дулоба стал Хорисдан (теперь — Коростень, место поклонения алпу скота Малую-Велесу). В свое время Шамбат, и другой сын Кубрата Аспарух (Исперих живущие в Буруджан-Батавили ("Ставка", теперь — Путивль) противостояли против булгар-утигуров старшего сына Кубрата кана Бат-Баяна, столицей которого была Фанагория на Таманском полуострове (место культа Алпа огня Хурса-Хорсу) (об этом междоусобицу рассказывает также исторический источник — написан в 1226-1249 гг летопись "Гази-Барадж тарихы"). Этим воспользовались другие алтайские этносы — хазары и печенеги, объединенные династии Ашина ("Волков"; родовое знамя — золотая голова волка на голубом полотнище), для которых булгары были "плохими собаками" ("кутригуры"). Сначала в 670 г. было захвачено религиозную столицу черных булгар Балтавар (Полтаву), через что булгары этого племени (черные булгары) переселились в Башню, а после смерти Шамбата — на Балканы и основали в 681 г. на Дунае Болгарское царство, потом разбил самого Бат-Баяна, народ которого бурджаны со временем был покорен хазарами и частично вынужден был переселиться в 894 г. в верховья Волги, где совместно с местными язычниками-Сабана образовали новое государство — Волжскую Булгарию (теперь — Татарстан), и туда же переселились и черные булгары с Левобережья Днепра, а те же, которые остались в Предкавказье, стали ядром формирования балкарцев (их самоназвание "таулу" — "горцы", возможно, идентично названию царского рода Дуло, к которому принадлежал Аттила), карачаевцев и кумыков. В 737 г. арабы разгромили хазар и заставили их допустить, чтобы подчиненные им этносы приняли ислам. Племянник последнего балтаварського хана Габдуллы Джилькы по имени Угер Лачина стал князем Киева и известен как "Игорь Рюрикович", а родовой знак "балтавар" стал знаком династии и известен как "трезубец". Один из сыновей собственно волжскобулгарского хана Алмиша Арбат (Арпад) совместно с уграми и каварму (халисиямы , западным хазарским племенем, от евр. hwr "горожане", отличные от крепостных "хазерив", евр. haser "поселок", самоназвание же была однокоренные с узбец. "хашар" — "помощь, союз, толока") переселяются в Паннонию , где возникает Венгрия (сыном верховного вождя каварму Шаба и неизвестной по имени дочери короля Иштвана И был король Венгрии Самуил Аба, правившего в 1041-1044 гг.) Те же черные булгары, которые остались в Донецко-Черниговской земле стали под именем берендеев и Кову вассалами Киевской Руси.
Ниже для справки приведён оригинал статьи. Для удобства сопоставления абзацы перенумерованы.
1. У Київському печерному скиті-ханака (ханасах) у самотній келії ("саума'а"; пор.: слов. "чертог" — "келія монаха" < тюрк. kartak / gardah < перс. gardak "кімната"; пор.: і.-є. *kai-ur-t «печера», «яма» (лат. cavea, гр. kaiata, д.-інд. kevata та ін.) - туркм. govak «печера», тур. kovuk «дупло», «нора», чув. xăvăl «дупло») з однодумцями ("мурідан") на певний час замешкав великий булгарський містик-дервіш, імам ("мамай") рахіб Шамс (840 р.) , який у 820 р. навернув чорних булгар Лівобережжя України в іслам.
2. Думається, що до цього часу слід відносити проникнення в слов’янську мову (через діалектну тюркську вимову) арабських слів "мудрець" (< араб. "мударріс"-"тлумач, вчитель"), "жупан" (< араб. "субхан" — "хранитель/охоронець"), "мамай" (< араб. "імам"), "кацап" (< араб. "кассаб" — "м’ясник"), "могила (як поселення мертвих)" (< араб. "махалла" — "поселення"), "фата" (< араб. "фута" — "наголовна пов’язка"), "обід (як добра їжа)" (< араб. "абід" — "благочестивий"), "килим-самоліт" (< молитовний килимок мусульман), "тазик" (< араб. "тазкійя" — "очищення"), "миска (залізна)" (< араб "загартоване (залізо)"); "лакомий" (< араб. "лахм" — "м’ясо"), "вуста" (< араб. "аль-вуста" — "середина"), "найм" (< араб. "на’ім" — "рай"), "сутка" (<"саъат" — "годинник"), рус, русич (< араб. "руус" — "голови"), Бог (< араб. "Баха" — "красивий"), Велес/Волос (< араб. "фуляз" — "залізо" норд. "вьолсі/вольсунги"), Див (кличе вверху "древа"; в "Слові о полку Ігоревім") (< араб. Дауа "поширення мусульманами своєї релігії", заклик-аззан муедзінів до молитви з високих споруд; слов’янські землі були "Дар ад-Дауа" — "земля поширення ісламу" і "Дар аль-Муахада" — "земля торгівлі"), "хліб і сіль" (< араб. "халіббі василь" — "все виконаю заради гостя/прибулого"), "йди на ..." (< "хіді нахіййа" — "відійди в сторону"), "морока" (< араб. "маарака" — "боротьба"), "зубр" (< араб. "зубр" — "пеніс"), жіночі імена, що сприймаються тепер як скорочення: Нюся (< араб. "ан-нуса/аніса" — "жінка"), Нюра (< араб. "ан-нур" — "світло"), Тіна (< араб. "земля"; також потрапило у рос. "тіна" — "намул"), "Ягілева дочка (архаїчний український фольклорний образ)" (< араб "агіль" — "знаючий, розумний, розуміючий"), чоловічі імена: Ярополк (араб. "Анвар"), Лев (араб. "Асад", "Усама"), Святослав (араб. "Махмуд"), Назар (араб. "далекоглядний).
3. Походив Шамс з роду індійського купця Синджа-дяу (Синджа-Диу, Тиньтяу), який осів у Хорезмі. Через це всіх його нащадків прозивали "сіндійцями". Пізніше його нащадки замешкали у Хазарському каганаті, де батько Шамса мулла Габдулла був суддею (каді) мусульман Семендера та вождем антихазарського повстання в 810 р. Сам Шамс певний час був секретарем хана чорних ("північних") булгар у Балтаварі (тепер — Полтава), а опісля передав цю посаду своєму синові, народженому у Києві, — муллі Микаїлю Башту Ібн-Шамс Тебіру, літературним псевдонімом якого було Шамсі Башту, а величним його твором, який дійшов до нас, є "Легенда про доньку Шана" ("Шанкизи дастани") . Під час протистояння Хазарії та Чорної Булгарії Київ під проводом начальника залоги варяга Жир-Аса (Діра давньо-руських літописів) повстав. Для переговорів із новою державою від булгар і прибув Мікаїль, друг дитинства Жир-Аса, який залагодив справи на користь обом народам і залишився в Києві в якості посла, одночасно будучи муллою головної київської мечеті "Ель-Бейда". Але в 863 р. співволодар Жир-Аса християнин Аскольд (Феофан згадує послів царя герміхіонів Аскіла в 563 р.; з VIII ст. відомий народ "аскл/ашкал/есгель", споріднений з булгарами і межуючий з мадярами; зрештою, згадується цар Аскал, який підпорядковувався царю волзьких булгар Алмушу, а останнє ім'я аналогічне імені угорського вождя, батька Арпада) влаштував погром мусульман, внаслідок чого мулла Микаїль змушений був усамітнитися у скиті-ханака батька. У 870 р. Мікаїля київський володар обміняв на варязьких бранців і надалі мулла був секретарем ряду булгарських ханів, ведучи активну просвітницьку (переклав булгарські письмена "куніг" на арабську мову, відкрив сотні мечетей та медресе) та географічну діяльність. У 900 р. він вирушив в місіонерську подорож на Урал, але втонув під час бурі на ріці Нукрат-Ідель ("Срібна річка"; Агідель, тепер — ріка Кама) біля аулу Шам-Чачак, неподалік міста Яр Чалли (тепер — Набережні Човни). Язичники виловили його тіло з ріки і повісили його на дереві (пор. з тим як пізніше русичі розправлялися тут же з місцевими волхвами; пор. тюрксько-маніхейським звичаєм обмотувати труп шнурами, підвішувати на дерево і залишати так гнити ). Син Мікаїля Абдаллах Ібн-Башту поховав батька у заснованому ним мусульманському скиті Дебер на ріці Свіяга. Син поета, якого тричі згадує у своєму творі відомий арабський мандрівник того часу Ібн Фадлан, стає начальником канцелярії хана Волзької Булгарії і в 931 р. створює власний дастан "Кисекбаш кітабі", підписаний псевдонімом Тебірзі. Життєпис поета та історія створення епосу викладені у зведенні булгарських літописів "Джагфар таріха", складеній Бахші Іманом в 1680 р. за наказом Сеїда Джагфара, і в ХІХ ст. сам літопис опинився завдяки булгарським емігрантам у казахському місті Петропавловську, де був відкритий вченими.
4. Саме в Київському печерному скиті-ханака у 865 р. Мікаель Шамсі Башту і написав дастан "Шанкизи", в основу якого поклав легенди тюрків, іранців, угрів та слов'ян. Зокрема тут розповідалося як син алпа Бояна (сина Сонця і Місяця, який втік від батьків і став правителем племені Імен-"Дубів"; пор.Уральські гори як "Імеонські" у візантійських хроніках та з іменем кагана авар Баяна) Іджик, володар хонів (гуннів), був народжений богинею-рибою Бойгал (звернімо увагу на образ риби-праматері династії!), через що булгарки любили прикрашати себе срібними монетами (танка), символізуючими її луску, як нащадки Іджика кочували берегами ріки Кубан (Хуанхе), а потім відійшли у Сакланські (Сако-Аланські) степи Сули (Дунаю), Кашану (Молдови), Бурі-Чаю (Дніпра), Нукрату (Сіверського Дінця), Ширу (Дону) та Ітилю (Волги). Героями булгар виступають друзі-ельбіри Ата, або Аудан-Дуло (тобто історичний Аттіла з роду Дуло та Автанділ з поеми Шота Руставелі "Витязь у тигровій шкурі"), Арбугу (Тарвіля) і Шамси Тат-Ірана (Татра). Злий дух підземного світу Албастий викрадає наречену Аудан-Дуло Боз-Бі, доньку бека Шан-Албана Риштава, а інший демон — однорогий Аджаха — наречену Арбуги Танбіт. Друзі рятують спочатку Танбіт, а потім і Боз-Бі. Водночас герої перемагають у різних підземеллях та печерах полчища нечистих духів-йорегів (чуваш. "святих", тюрк. iduq, варяз. helgi "святий; Олег"). Щасливі переможці поселяються в місцевості Атіль ("Кінська стоянка") на ріці Ітиль (Ідель), де засновують царство Булгар (відома готському історику Йордану як Athaul, мешканці якої платили данину готському імператору Германаріху, надалі — це історичний Ітиль, столиця Хазарського каганату). Нащадок героя Аттіли з роду Дуло по-матері хан Курбат (Кубрат, Кубар), син Аскала (за хронікою Менандра Протиктора, Аскел — тюркютський хан, який надіслав у 563 р. посольство у Візантію), дає у володіння своєму молодшому братові Шамбату гори Куянтау ("Заяча гора"), де в 631 р. будують фортецю Башту, яку потім назвали Шамбат (натяк на назву Києва у Константина Багрянородного як "Самбатас" — "Пристань для човнів"; існує версія на угорське слово Szombathely, де hely означає "місце" і означає саме "Угорське урочище", куди прибув князь Олег Віщий і де похований Аскольд і де перед цим був західний форпост іудейської Хазарії, представлений салтово-маяцькою археологічною культурою (пор. топоніми Каховка та Одеса з іврит. "ках хов” — „візьми мито” і „адаса” – „вереск (степова рослина)”), а сам васальний від Хазарії "Руський каганат" з ймовірною столицею в Києві (у Ібн-Фадлана цар Аскал був васалом Булгарії, у свою чергу васала Хазарії ; пор. з іврит. „ке ав” — „як батько”, що могло бути іудейським переосмисленням місцевого топоніму) вдійсності охоплював ареал волинцевської археологічної культури, обіймаючи Лівобережжя Дніпра та межиріччя Дніпра і Дону (і навіть досягали басейну Оки: пор. топоніми Москва, Муром, Ростов, Самара, Сімбірск та іврит. „мас кева”, де "мас" ― “податок/мито”, "кева/кевуа" ― "постійне", “мером” — “з висот”, “рош тов” — “добра голова”, “шаморім” — “самаряни (жителі Самари)”, |сім біра” — “пивоварня”); гіпотеза І. Хайнмана пов'язує термін Самбатас з позначенням у руських билинах Дніпра як Ізрай-ріки та Сафат-ріки, тобто ріки Іосафата, яка протікає, згідно з переказами Агади, по землі, де живуть втрачені десять колін Ізраїля і одночасно контамінується з долиною Йосафата руських апокрифічних передань, де, начебто, за Книгою Іоїля, повинен відбутися суд над народами; як на нас, то термін Самбат/Йосафат може бути перетлумаченням вже забутого Шамбат).
5. Царство Шамбата стало називатися Дулоба (натяк на дулібів-волинян; пор. з іншими назвами племен булгар і слов'ян — ердимчі/радимичі, себерчі/сіверяни, бугильчі/бужани, барини/берендеї, агачіри/акацири, ульчії/уличі, табірчі/тиверці тощо), а булгари Шамбата почали іменуватися "відтяті", "украяні" — "киї" (koy < kid-; як переосмислення слова "куян", kuyan < kodan), через що і прифортечний град Шамбата, який заселили тюркські ульчиї ("крикуни") та "сакланське" (тобто сако-аланське) плем'я русів, став називатися Київ (від Kiyi Ev "низовина, берег річки + місце поселення" або Iki Ev "другий дім", пор. з хазар. Карч-Ев > Керчів > Керч). Сам Шамбат зазнав гніву від верховного володаря булгар Кубрата за те, що пішовши в похід на фарангів (франків), раптово повернув назад, цим прирікши решту булгар на поразку. Власне про війну франків і булгар розповідає хроніка Фредегара (VII ст.), коли після смерті аварського хана Баяна в Паннонії спалахнула війна між власне аварами та булгарами-кутригурами. Останні втекли до франкського короля Дагоберта Меровінга, який спочатку радо прийняв їх, відвівши для поселення теперішню Баварію. Цим пояснюється, зокрема те лінгвістичне явище, як взаємні германсько-тюркські запозичення, виявлені щонайбільше в лексиці чуваської мови, безпосереднього нащадка давньо-булгарської (зведення складено Валентином Стецюком ).
Потім з невідомої причини Дагоберт наказав їх вирізати, чим накликав на себе і свій рід Меровінгів прокляття великих шаманів Євразійського степу. Булгари з великими втратами відступили за Карпати, де слов'яни і язиги-сармати радо прийняли їх як захисників від аварської сваволі.
6. На пагорбі Куянтау було встановлено ідола Кам'яна Голова (Таш-Баш, тобто натяк на слов'янського Дажьбога), увінчаного великою кам'яною чашею (!) і йому в пожертву купці приносили аналогічні чаші ("ташаяки") з написаними угодами, зобов'язаннями, проханнями чи клятвами. Тут же у казані було зварено в жертву захопленого у полон булгарами хазарського кагана. На горі Куянтау свого часу помер, відпочиваючи від пригод, хоробрий кінь богатиря Ату (Аттіли) Тулпар, і коли герой зійшов на гору подивитися на кості побратима, то раптово помер від задухи (що співпадає з переказами про "смерть від коня" руського князя Олега та варязького конунга Одда).
Проте Київ-Шамбат був лише релігійним центром, а столицею царства Дулоба став Хорисдан (тепер — Коростень, місце поклоніння алпу худоби Малу-Велесу). Свого часу Шамбат, та інший син Кубрата Аспарух (Ісперіх мешкаючий у Буруджан-Батавилі ("Ставка", тепер — Путивль) протистояли проти булгар-утигурів старшого сина Кубрата кана Бат-Баяна, столицею якого була Фанагорія на Таманському півострові (місце культу алпа вогню Хурса-Хорсу) (про цю міжусобицю розповідає також історичне джерело — написаний у 1226-1249 рр. літопис "Газі-Барадж Таріхи"). З цього скористалися інші алтайські етноси — хазари та печеніги, об'єднані династією Ашинів ("Вовків"; родове знамено — золота голова вовка на блакитному полотнищі), для яких булгари були "поганими псами" ("кутригури"). Спочатку в 670 р. було захоплено релігійну столицю чорних булгар Балтавар (Полтаву), через що булгари цього племені (чорні булгари) переселилися в Башту, а після смерті Шамбата — на Балкани і заснували в 681 р. на Дунаї Болгарське царство, потім розбив самого Бат-Баяна, народ якого бурджани з часом був підкорений хазарами і частково змушений був переселитися в 894 р. у верхів'я Волги, де спільно з місцевими язичниками-сабанами утворили нову державу — Волзьку Булгарію (тепер — Татарстан), і туди ж переселилися й чорні булгари з Лівобережжя Дніпра , а ті ж, які залишилися в Передкавказзі, стали ядром формування балкарців (їхня самоназва "таулу" — "горці", можливо, ідентична назві царського роду Дуло, до якого належав Аттіла), карачаївців та кумиків. В 737 р. араби розгромили хазар і змусили їх дозволити, щоб підлеглі їм етноси прийняли іслам. Небіж останнього балтаварського хана Габдулли Джильки на ім'я Угер Лачині став князем Києва і відомий як "Ігор Рюрикович", а родовий знак "балтавар" став знаком династії і відомий як "тризуб". Один із синів власне волзькобулгарського хана Алмиша Арбат (Арпад) спільно з уграми та каварами (халісіями, західним хазарським племенем; від євр. hwr "городяни", відмінні від селян-"хазерів", євр. haser "селище", самоназва ж була однокорінна з узбец. "хашар" — "допомога, спілка, толока") переселюється у Паннонію, де виникає Угорщина (сином верховного вождя каварів Шаба і невідомої на ім’я дочки короля Іштвана І був король Угорщини Самуїл Аба, який правив у 1041-1044 рр.). Ті ж чорні булгари, які залишилися в Донецько-Чернігівській землі стали під іменем берендеїв та ковуїв васалами Київської Русі.
Вывод из всего изложенного следует простой. На территории Евразии народы, культуры и религии были исторически переплетены значительно сильнее, чем полагалось раннее. Так что делить и делиться нам нечего.
Автор Ингвар Рюриксон