С точки зрения стратегического управления глобализация представляет собой иерархическую финансово-экономическую и геополитическую пирамиду, наверху которой находятся ведущие страны и международные организации, реально управляющие миром. Национальные и транснациональные информационные сети разных уровней компетенции интегрированы в общую сеть глобального управления. Объем и интенсивность постоянного обмена информацией обеспечивают интеграцию разнообразных активов и потенциалов развития её участников. Такая система требует внедрения актуальных систем управления, обратных связей, контроля и моделирования сценариев развития событий.
Стратегические субъекты принимают и реализуют решения мирового уровня управления. Для принятия решений в экономической сфере источниками информации могут быть данные национальных статистик.
Глобализация изменила мобильность квалифицированного человека. Научные идеи и специалисты востребованы в развитых странах, где значительно лучше условия жизни. Квалификация стала капитализацией человека, превращённого в международный рыночный продукт. Ввоз интеллекта стал выгодной статьёй дохода для лидеров, ударом по странам со средним уровнем развития, откуда выезжают специалисты, а приезжают мигранты с низким образовательным и профессиональным уровнем. Отъезд высококвалифицированных специалистов и переселение низкоквалифицированных трудовых ресурсов ставит под сомнение возможность проведения в России научно-технической и инновационной политики.
Глобальное экономическое развитие определяется подчинением мировой экономики интересам транснационального капитала и конкуренцией национальных экономических систем. Стратегии капитала оказывают давление на государства. Растет доля зарубежного финансирования научных исследований, создаются исследовательские подразделения ТНК в странах, благоприятных для такой деятельности. Глобализация в области образования и научной деятельности связана с унификацией систем образования и учёных степеней, перетоками информации и специалистов. Мировые ТНК усиливают своё влияние на систему национальных научных исследований и образования. Это создаёт в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов научного, образовательного и делового климата.
Полностью