В статье доктора философии досточтимого Арасту Габиббейли показаны регионы, уже захваченные армянами, среди которых Азербайджанские Иреван, Зангезур, Дерелеяз, Ведибасар, Гейчинский махал, так и Грузинская Джавахетия вместе с Цалкским районом.
http://newtimes.az/modules/articles/dataimages/1_1_caucasus_.
..
На протяжении всей истории человечества Кавказ был важным регионом. Расположенный на стыке Востока и Запада, Севера и Юга этот регион является пространством, где пересекаются различные цивилизации, религии и народы. Географическое положение и природные ресурсы Кавказа еще больше повысили его геополитическое значение. Чувствительный с геополитической точки зрения этот регион мира исторически привлекал к себе внимание большинства империй. Кто только не боролся за Кавказ?!
Однако ни один иностранный интервент не сумел удержаться на Кавказе. В геополитических реалиях современности самой большой проблемой Кавказа, большей, чем иностранные интервенты, являются переселенные ими в регион армяне. Армяне не являются коренным народом на Кавказе, они были переселены в отдельные его местности, главным образом, начиная с XVIII века, после русско-турецких и русско-персидских войн, и с того времени стали, в подлинном смысле слова, «головной болью» для региона. Пришедшие в регион как бедные и обездоленные беженцы, армяне благодаря своим покровителям через некоторое время стали хозяйничать на Кавказе.
Аппетиты этого маленького государства, созданного за счет передачи армянам исконных азербайджанских земель на Южном Кавказе, огромны.
Захватив в начале века исторические азербайджанские земли, такие как Иреван, Зангезур, Дерелеяз, Ведибасар, Гейчинский махал, армяне добились географического разделения Азербайджана (Нахчыван был отделен от остальной части Азербайджана) и предоставления Нагорному Карабаху автономии.В течение почти 70 лет армяне грезили о «великой Армении» и ждали благоприятного момента. Происходившие в мире в конце прошлого века политические катаклизмы предоставили армянам новый шанс – сослужить службу своим «старшим братьям», а взамен получить новые земли. Нагорный Карабах стал жертвой именно такого сценария. Несмотря на проведенные за прошедший период переговоры, официальное признание мировым сообществом армян как агрессоров, территориальная целостность Азербайджана все еще не восстановлена. Находя для себя «старших братьев» и служа их геополитическим амбициям, армяне пытаются реализовать свои мечты.
Одна из самых важных особенностей армянского коварства заключается в их умении чувствовать подходящее время и момент. Если взглянуть на историю, то становится ясным, что обычно вероломные руководители этого народа переходят к активным действиям для реализации своих грязных замыслов в моменты политических волнений в мире: в 1905-1908 годах, когда царская Россия находилась в трудном положении, при нарушении политической стабильности во время Первой мировой войны, в период распада СССР и пр.
В последнее время прорисовываются контуры новых грез армян. В настоящее время самой главной мишенью являются земли Грузии. Согласно результатам проведенной в 2002 году переписи населения в Грузии проживают 248 тысяч армян, из которых 113 тысяч - в Самцхе-Джавахетии. В этом регионе армяне составляют 54,6 процента населения. Демографическое преобладание армян в регионе произошло в результате вытеснения мусульман (турок-месхетинцев и азербайджанцев). Так, если в 1897 году, согласно проведенной в царской России переписи населения, армяне составляли 22 процента населения Ахалцихского уезда Тифлисской губернии, то на долю 24317 турок-месхетинцев (35,1 процента) и 12370 азербайджанцев (18 процентов) приходилось в общей сложности 53 процента. (1) Согласно переписи населения 2002 года, 16879 армян составляли уже 36 процентов населения Ахалцихского района Самцхе-Джавахетии. Высылка турок-месхетинцев во времена советской империи привела к численному превосходству армян в регионе. Хотя армяне и считают здешние места своей исторической родиной, на самом деле они сумели превратиться из меньшинства в большинство только через 150-170 лет после переселения в регион.
Сепаратистские выступления армян в Самцхе-Джавахетии активизируются с каждым днем. Они требуют присоединить к Джавахетии Цалкский муниципалитет (где армяне составляют почти половину населения), который согласно административно-территориальному делению относится к региону Квемо-Картли. Они также требуют предоставить Самцхе-Джавахетии автономию, армянскому языку – статус официального языка, а армянской апостольской церкви – соответствующий статус.
Регион Самцхе-Джавахетия непосредственно граничит с Республикой Армения и Турцией. Он играет для Армении роль буфера с севера. В политическом плане здешние армяне сплотились вокруг общественно-политического движения «Единый Джавакх» и стали силой, способной влиять на политическую жизнь как Грузии, так и Армении. Так, они выступили с требованием перед руководством Армении о представительстве в парламенте пяти армян от этого региона.
Армяне пытаются влиять и на политический курс Грузии. В частности, они предпринимают попытки воспрепятствовать выполнению Грузией требований закона «О репатриации», являющегося одним из ее обязательств перед международным сообществом, - возвращению турок-месхетинцев на свою родину. По мнению местных армян, с переселением турок-месхетинцев в регион Республика Армения будет со всех четырех сторон окружена тюрками, что является самой большой угрозой для геополитического положения Армении. Армянский фактор является важным и в отношениях Грузия-Россия, Грузия-Турция и Грузия-США. Шумиха, поднятая армянами во время закрытия российской военной базы в Ахалкалаки, а также их отношение к внесению в повестку дня вопроса о членстве Грузии в НАТО способны повлиять на политическую жизнь страны. Требование армян Джавахетии к правительству Грузии признать надуманный «геноцид армян» также является следствием их политических амбиций.
С другой стороны, свойственное армянам двуличие проявляется и здесь. С одной стороны, связанная с определенными органами России «Джавакхская диаспора России» в распространенном в декабре 2011 года заявлении отметила, что «членство Грузии в НАТО противоречит интересам армян Джавахетии, и они могут поднять вопрос о выходе из состава Грузии». (2) С другой стороны, в США проармянские конгрессмены выдвинули на повестку дня вопрос о выделении средств армянам Джавахетии. То есть для достижения своих целей армяне готовы продать любого.
Другим регионом Грузии, подвергшимся армянскому сепаратизму, является Абхазия. В этом надуманном «государстве», провозгласившем свою независимость, армяне занимают ведущие позиции. Согласно официальной статистике, в 2003 году армяне составляли 21 процент населения Абхазии (44900 человек). (3) А по неофициальным данным, их численность достигает почти 70 тысяч человек. Для Абхазии с 180-200-тысячным населением это очень большая цифра. Армянам предоставлено достаточно мест и в правительстве. Министр экономики, вице-спикер парламента самопровозглашенной республики имеют армянское происхождение. Армяне также представлены среди депутатов, в бизнес-кругах.
Один из особых нюансов, определяющих позиции армян в Абхазии, - это батальон имени Баграмяна. Это военное формирование, сражавшееся во время грузино-абхазской войны на стороне абхазцев и «прославившееся» своей особой жестокостью и беспощадностью в отношении грузин, окончательно перечеркнуло армяно-грузинскую дружбу. А командиры и бойцы батальона имени Баграмяна стали обладателями особого политического веса в Абхазии.
Самцхе-Джавахетия и Абхазия – это регионы Грузии, которые стали свидетелями открытых сепаратистских выступлений армян. Третьим регионом потенциального взрыва является Аджарская Автономная Республика. В этом благоприятном для инвестиций регионе Грузии армяне отмывают «грязные деньги». В регионе действует более 100 армянских компаний. Наблюдается привлечение армянами своих сородичей в бизнес-сеть Грузии. Армянские бизнесмены посредством местных армян приобретают здесь собственность и земельные участки. Ведутся обсуждения о прокладке железной дороги Иреван-Батуми.
Ясно, что, двигаясь из Армении в направлении Самцхе-Джавахетия – Аджария, армяне пытаются достичь своей давней мечты. Эта дорога должна обеспечить армянам выход к Черному морю. А с выходом к Черному морю связи с Абхазией станут сильнее. Тем самым может реализоваться желание армян о прямых контактах с основными союзниками. То есть уже просматриваются контуры целей армян в предстоящем столетии.
Но интересно, что все эти геополитические игры, направленные против государственности, не очень-то беспокоят Грузию. Как бы потом не стало поздно. Азербайджан дважды сталкивался на своих исторических землях с авантюрой армян, связанной с самоопределением, поэтому заранее видит опасные последствия их политических игр. Эти грезы армян, являющихся пришлым народом на Кавказе, не обещают региону ничего хорошего.
Арасту Габиббейли (Ph. D)