На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Собака лает ― ветер дует. Собака лает, а караван идёт

Об этой новости я узнал из комментариев друзей на FaceBook ― людей, обществом весьма уважаемых и мною вполне почитаемых. Правда комментарии были по большей части возмущённые, в крайнем случае удивлённые, как же ― Давутоглу назначил своим главным советником армянина http://haqqin.az/news/32567 . Что и говорить, новость шокирующая и для многих весьма неприятная, но давайте разберёмся в ситуации трезво.

 

2015 год это необычный год. Именно в будущем обороте Земли вокруг Солнца армяне всего мира собрались отмечать ими же выдуманный геноцид. И хотя повод совершенно фиктивный, о чём серьёзные исследователи писали и пишут по всему миру, но благодаря длительной и массированной пропаганде несуществующего события многие в него поверили, что негативно сказывается на имидже Турции.

 

Между тем, первые всенародные выборы президента и приход к власти политической связки Эрдоган-Давутоглу знаменуют собой новый этап в развитии турецкой демократии. Чтобы не испортить впечатление, турецкое руководство просто обязано было сделать что-то неординарное. И оно сделало. Макиавелли советовал ― Держи друзей близко, а врагов ещё ближе. Давутоглу (наверняка после совета с Эрдоганом) так и сделал, назначив Этьена Махчуляна своим советником. Шаг, что и говорить, рискованный, поскольку наверняка вызвал недовольство многих в Турции (после всех тех гадостей, которые сделали армяне туркам за последние два века), да и в Азербайджане, с мнением которого, как показали последние события, официальная Анкара очень считается.

 

Поэтому давайте трезво, без излишних эмоций попробуем разобраться в логике поведения новой турецкой власти.

Легко говорить, “без эмоций” ― скажут обо мне многие азербайджанцы, ведь мне россиянину не пришлось хоронить своих близких, павших от руки армянских оккупантов, испытывать щемящую горечь от отступления из сердца родной страны ― древнего азербайджанского Карабаха. Но тут процитируем Дзержинского ― Нужно иметь горячее сердце, чистые руки и холодную голову ― и вспомним, что сие потребно в любом деле, а тем более в политике. А пока попробуем набросать политический портрет Этьена Махчуляна.

 

g_image.php

http://www.tert.am/g_image.php?id=455132&tmb=3

 

Как явствует из http://www.panarmenian.net/rus/news/184090/ и http://ru.oxu.az/world/49022 , Этьен Махчупян ― родился в Стамбуле в 1950 году, получил высшее образование на химическом факультете университета Багазичи в 1972 г.. После этого он специализировался в сфере международных экономических отношений в университете Анкары, где преподавал в 1977-1980 годах. В 1980-1996 годах занимался предпринимательством, ныне является главным редактором газеты «Agos» и колумнистом ряда турецких изданий, таких как «Radikal» и «Zaman». Кстати последнее издание не скрывало своей умеренной проИсламской направленности, и в этом смысле показателен политико-теологический анализ Христианства, данный пароном (г-н по-армянски) Этьеном Махчуляном 25 декабря 2013 года в газете «Zaman» с красноречивым названием “Рождество и раздор” http://inosmi.ru/world/20131226/216041946.html .

 

«Некоторые православные христиане отмечают христианский праздник Рождество не 25 декабря, а 6 января. Любопытно, что эта разница основана не на убеждении в том, что Иисус Христос «действительно» родился в один из этих дней. Они верят, что это так и есть, но на самом деле причина состоит в другом. Разница в датах представляет собой проявление институциональной разобщенности, возникшей в результате расхождения в понимании религиозных догм, которое существует между православной и католической церквями. В этой связи люди верят в одного и того же пророка и одну и ту же священную книгу, но вдруг они могут обнаружить себя в условиях некоей напряженности, создаваемой, если можно так выразиться, «идеологическими» разногласиями управляющих религиозными институтами.» Т.е. Этьен Махчулян, формально будучи христианином, выражает фактически исламский взгляд на фигуру Иисуса Христа, подразумевая его пророком, но не богом и даже не сыном божьим. Как видим, религиозным фанатизмом или догматизмом здесь и не пахнет.

 

Этьен Махчулян последовательно, вот уже более 10 лет поддерживает Эрдогана и естественно голосовал за него на последних всеобщих президентских выборах, является твёрдым сторонником интеграции Турецкой республики в ЕС http://www.disput.az/index.php?showtopic=47824 . Ещё в 2007 году Махчулян заявил, что не менее 60% армянской общины Турции проголосуют за правящую партию Справедливости и Развития, недвусмысленно показав свои политические предпочтения http://www.nt.am/ru/news/141882///?hayworld= . Кстати, именно из-за политических пристрастий к Эрдогану Этьен Махчулян был вынужден покинуть газету «Zaman», тяготеющую к ныне ярому противнику избранного президента Фетхуллаху Гюлену, а вовсе не из-за своей национальной принадлежности, как пытались спекулировать некоторые армянские СМИ.

 

Парон Этьен не зацикливается на армянском вопросе, который вообще не считает для сегодняшней Турции самым важным http://news.am/rus/news/236495.html , но, как гражданин, не может обойти своим вниманием вопросы межнационального мира в многонациональном турецком государстве. Вот как он высказывается по больному для турок курдскому вопросу http://aif-turkey.ru/blog/etyen-mahcupyan/2013/12/24/puti-rabochej-partiej-kurdistana.html  ― «Каким образом правительство хочет решить курдскую проблему, и так понятно: наладить постепенный процесс улучшения, удерживая узду правления в своих руках, что бы ни случилось. Не делать шагов назад. Заставить признать правильность политического курса, избранного правительством, даже тех, кто считает реформы недостаточными». Кто может возразить против такой мудрой стратегии?

 

В 2004 году, в последнюю неделю ноября, в Марселе (Франция) состоялась международная конференция. На этой конференции возникли трения между турецкими армянами и радикалами из армянской диаспоры. В ответ на унижения со стороны армянской диаспоры Этьен Махчупян и Грант Динк обвинили крайних радикалов диаспоры в том, что они строят свою политику на трупах, и не заинтересованы в разрешении армянского вопроса. Махчупян и Динк защищали тезис о том, что членство Турции в ЕС станет ключевым фактором в решении армянского вопроса, и обвинили диаспору, что она боится любых шагов Турции в этом направлении. Махчупян подвёл итог собрания так:

«Я сказал им, что «вы препятствуете попыткам Турции стать членом ЕС; это означает, что вы сопротивляетесь признанию геноцида армян». Они были разгневаны. Я продолжил: «Вы бы вздохнули с облегчением, если бы в Турции не осталось ни одного армянина, и не стало бы слышно ничьего голоса, кроме вашего. Вы предпочитаете делать политику на трупах. Однако политику нужно делать с живыми людьми». И добавил: «Армяне в Турции всё это понимают». До сих пор невозможно было турецким армянам подать голос на международных конференциях. Благодаря такому положению создавалось впечатление, что существует монолитная общеармянская точка зрения (очень мудрое замечание ― I.R.). На этой встрече вновь была продемонстрирована жесткая и упрямая позиция армянской диаспоры, несмотря на то, что сопротивление армянской диаспоры членству Турции в ЕС противоречит интересам не только Армении, но и интересам армян в Турции».

 

Динк, главный редактор еженедельника АГОС, один из турецких армян, также присутствовавший на той конференции, обвинил армянскую диаспору в неспособности признать перемены:

«Перемены – это то, что тянет за собой всех и определяет направление. В действительности они - самый ценный божественный дар человечеству. Те, кто говорит, что кто-то не может измениться – как диаспора утверждает, что Турция не может измениться – совершают большую ошибку. Тем не менее, мир и Турция меняются, и диаспора должна участвовать в изменениях в Турции, поддерживать перемены и процессы демократизации в ней. Сегодня диаспора должна спросить себя, какой смысл в кампании против вступления Турции в ЕС, которую она проводит в европейских странах, особенно диаспора во Франции. Поскольку процесс вступления Турции в Европу будет, несомненно, способствовать переменам в Турции, то и проблема признания «геноцида армян» будет происходить успешнее в рамках этого процесса. Соответственно, блокирование этого процесса будет означать создание препятствий на пути перемен в Турции и осознания турками правды о своей истории. Диаспора должна думать, прежде всего, о будущем армянского мира. А будущее этого мира напрямую зависит от безопасности и будущего Армении. Главной целью должно быть именно это, и диаспора должна пересмотреть все свои требования в этом контексте. Сегодня диаспора нуждается, прежде всего, в здравом смысле».

 

Его критика диаспоры не ограничилась этим. Г-н Динк утверждал, что диаспора строит армянскую идентичность на враждебности турок, и определил это как «яд в армянской крови». Согласно мнению Динка, армяне, строя свою идентичность на противопоставлении себя туркам, всего лишь отравляют себя и игнорируют важнейшую часть армянской идентичности. Он настаивал на том, что армянская идентичность, построенная на ненависти между армянами и турками, «должна быть заменена благородными узами с Арменией». Фактически он рассматривал все отношения с Арменией всего лишь как возможность эволюции к новой концепции идентичности. Подвергшись обвинению в предательстве, Динк оказался в опасности стать персоной нон грата как в Турции, так и среди армян.

Динк упрекнул на Марсельской конференции диаспору в том, что она «делает политику на трупах». К сожалению, диаспора не изменила этому правилу, и теперь делает политику на трупе самого Динка.

 

В последнее время горячей темой для радикально настроенных представителей армянской диаспоры и Армении стало убийство Гранта Динка. Он был стамбульским армянином и интеллектуалом. Я имел честь несколько раз встречаться с ним и беседовать, и люди, которые хорошо осведомлены о деле, могут подтвердить, насколько поверхностно мнение, что смерть Динка как-то связана с армянским вопросом. Это работа преступных групп, которые называют себя «теневым государством» и выступают против демократизации Турции и вступлении её в Европу. Кроме того, большая часть убитых ими – тюркского происхождения. Кстати сказать, Динк – единственный армянин, убитый по политическим мотивам за всю историю Турецкой Республики.

 

Другой вызывающий сожаление аспект: те, против кого боролся Динк всю свою жизнь, пытаются извлечь политическую выгоду из его смерти. Некоторые экстремисты из армянской диаспоры стремятся, используя его смерть, обострить турецко-армянские проблемы, хотя сам Динк при жизни делал всё, что в его силах, чтобы сблизить эти народы. Диаспора обвиняла Динка в том, что он предатель и турецкий лакей http://www.disput.az/index.php?showtopic=47824 .

 

Что можно сказать по поводу демарша 2004 года политического тандема Махчулян-Динк? Совершенно очевидно, что Грант Динк противопоставил себя генеральной линии мирового армянства, линии на терроризм, войну и конфронтацию, а посему оказался для армян гораздо более неудобной фигурой, чем для турок. Мировое армянство, действующее методами подкупа и угроз, а где не получается ― прямым насилием, ответило единственно доступным ему бандитским образом. Гранта Динка 19 января 2007 г. убило мировое армянство руками турецкого радикала Огюна Самаста, подобно тому как 13 мая 1981 г. в римского папу Ионна Павла II стреляла международная либерастическая реакция руками турецкого террориста Мехмета Агджи, чему есть множество признаков. С этой моей оценкой перекликаются и слова самого Этьена Махчуляна, сказанные им в интервью немецкому журналу Der Spiegel http://viparmenia.org/threads/1085-%D0%A3%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%94%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D5%87%D5%A1%D6%80%D5%B8%D6%82%D5%B6%D5%A1%D5%AF%D5%A1%D5%AF%D5%A1%D5%B6-%D6%81%D5%A5%D5%B2%D5%A1%D5%BD%D5%BA%D5%A1%D5%B6%D5%B8%D6%82%D5%A9%D5%B5%D5%B8%D6%82%D5%B6?s=49de89bb7b3ccc71c8094d24a529744d&p=122837&viewfull=1#post122837 ― Убийство Гранта Динка планировалось намного большей группой, чем та, которая предстала перед судом. И следы ведут на самый верх мирового армянства ― этого журналист не сказал лишь потому, что понимает ― подобные шутки с “добрыми” армянскими соотечественниками могут стоит жизни.

 

От межнациональной вернёмся вновь к политической проблематике и месте в ней Этьена Махчуляна. Вот как в марте 2008 г. писала об этом http://ogostos.livejournal.com/294196.html?thread=7598900 . В турецкой политике на самом деле все не просто. Простыми внутриполитические процессы этой страны могут показаться лишь при первом приближении, затуманенном рядом примитивных клише. Клише эти следующие:

- Ислам - признак отсталости.

- У Турции правительство представлено исламистской партией - значит, ведет страну в направлении Ирана и к регрессу.

 

Если исходить из этих клише, иск Генерального прокурора Турции о закрытии правящей партии "Справедливость и развитие", который был недавно подан на рассмотрение Конституционного суда Турции действительно продиктован "необходимостью защиты светской республики". Удовлетворение этого иска приведет не только к закрытию партии, но и к пятилетнему вето на политическую деятельность ее лидеров - премьера Эрдогана и президента Гюля.

 

Однако реальность в Турции далеко не так однозначна. Очень многие турецкие эксперты - и в первую очередь, либеральные, прозападные аналитики - совсем не рады подобной перспективе. По их словам, в своей умеренной форме исламистская партия "Справедливость и развитие" за 6 лет пребывания у власти сделала больше для демократического развития Турции и европейской интеграции, чем какое-либо из правительств до того. Они также утверждают, что в данном случае с реакционных позиций выступает как раз светская бюрократия и стоящие за ней военные, для которых процессы европейской интеграции означают уменьшение их могущества (это одно из основных требований ЕС к Турции). Этьен Махчупян, ныне возглавляющий газету "Агос" и часто пишущий в самой популярной турецкой газете "Заман" (газета, кстати, открыто заявляет о своей умеренной исламистской направленности, но при этом объективно является наиболее открытой для самых различных точек зрения из всех турецких печатных СМИ), в своей колонке отмечает, что турецкая форма секуляризма привела к элитистскому управлению страной - что на заре государства обосновывалось недостаточной грамотностью широких масс: "В конечном итоге, понятие 'демократия' стало обозначть сферу правления, доступ к которой был открыт лишь нерелигиозным людям. Однако эта форма секуляризма не имеет ничего общего с моделью светских государств на западе. В нашем случае, секуляризм стал прямым антонимом религиозности, тогда как истинное его значение - в равной дистанцированности от всех форм религиозных верований".

 

Вот как чётко и доходчиво вновь назначенный главный советник премьер-министра Турции ещё в 2008 году разъяснил всем в мире политическую ситуацию в своей стране. Возможно поэтому Ахмет Давутоглу охарактеризовал Этьена Махчуляна как “настоящего интеллигента, с настоящей совестью”. При всей обтекаемости формулировок http://kompastik.ru/mezhdu-islamistami-i-storonnikami-svetskoy-vlasti-propastЭтьен Махчулян намекнул, что некоторые силы пытались использовать события на площади Таксим, как предлог для государственного переворота http://www.panarmenian.net/rus/news/161912/ , что тесным образом смыкается с оценкой правящей партии Справедливости и Развития. Той же характеристики он придерживается по поводу коррупционного скандала в окружении Эрдогана http://wordyou.ru/v-mire/storonnik-gyulena-priznal-sushhestvovanie-zagovora-2.html .

 

Надеюсь теперь для критиков хоть в какой-то степени проявились достоинства политической фигуры Этьена Махчуляна в сегодняшней турецкой действительности. Недаром даже оголтелые армянские националисты из Восканапат не торопятся хлопать в ладоши по поводу его назначения, а прямо выказывают опасения, что новый главный советник будет оказывать активное содействие туркам http://www.voskanapat.info/?p=9917 . А http://www.panorama.am/ru/miscellaneous/2014/10/25/e-mahchupyan/ в открытую спрашивает ― Для чего премьер Турции назначил своим главным советником армянина? ― и в подстрочнике к материалу, будто в подтверждение своих сомнений, даёт ссылку на статью “Премьер Турции Р.Т. Эрдоган накануне годовщины Геноцида армян лишь повторил старые тезисы”. Таким образом, даже армянская пресса признаёт, что назначение Махчуляна не является отступлением или изменой тюркскому делу, а представляет хитрый политический манёвр. Манёвр и в самом деле очень сильный, поскольку напрочь выбивает почву из-под ног армянских измышлений, будто бы антиармянские гонения в Турции были в прошлом и продолжаются по сей день.

 

Все акцентируют внимание на армянском происхождении и христианском (монфизитского толка) вероисповедании Этьена Махчуляна. Но не следует забывать, что этот господин длительное время вёл рубрику http://www.tert.am/ru/news/2014/10/25/mahchupyan/  в газете “Zaman”, принадлежащей оппозиционному политическому движению “Хизмет” умеренного исламского толка, чьё имя связано с Фатуллахом Гюленом, ныне резко выступающим против Реджепа Тайипа Эрдогана. Таким образом, назначая Махчуляна, правящий тандем Эрдоган-Давутоглу убивает сразу двух зайцев ― приобщает к власти пусть не самое многочисленное, но без сомнения самое крикливое национальное меньшинство Турецкой республики, и привлекает на свою сторону колеблющихся и нетвёрдых последователей Гюлена, дезорганизуя политическую оппозицию.

 

Вообще держать политических оппонентов в советниках с некоторых пор входит в моду. Так Илларионов тоже ходил в советниках Путина, хотя по своим взглядам Андрей Николаевич не просто оппозиционер, но откровенный враг политики президента да и его лично. Этьен Махчупян по крайней мере является и всегда оставался выраженным сторонником AK Parti (ПСР) и нынешнего турецкого руководства.

 

Но Этьен Махчулян не был бы армянином, если бы всё обстояло только благостно, и этого я не намерен скрывать. Ещё при назначении журналиста в Комиссию мудрецов в 2013 г. депутат турецкой партии «Националистическое движение» Ахмет Дуран Булут высказался так ― «В Турции есть армянские граждане, я уважаю и люблю их, однако в качестве мудрых людей избрали людей, которые до вчерашнего дня были против государства и стремились отомстить турецкому народу». В список вошедших в комиссию входил и Этьен Махчулян http://novostink.ru/mir/44964-tureckiy-deputat-oskorbil-armyan.html . А после последнего кадрового решения премьера Давутоглу глава Дома Игдыр-Азербайджан Сардар Унсал заявил ― Мнение Этьена Махчупяна о Ходжалинской трагедии, оккупированных землях и надуманных геноцидах известно. Назначение главным советником человека, который имеет свое мнение о Ходжалинской трагедии, будет беспокоить азербайджанское государство. Сегодня медиа и социальные сети братской страны негативно относятся к этому. Махчупян высказал свое мнение о Ходжалинской трагедии, опубликовав статью 27 февраля в газете "Заман". Мы негативно относимся к его назначению на должность http://www.salamnews.org/ru/news/read/148468 .

 

Не так давно 24 апреля сего 2014 года в Праге президент Ильхам Алиев блестяще защитил наших турецких друзей от нападок Сержа Саргсяна, показав тем самым, что тюркская дружба это улица с двусторонним движением. Теперь нам надо извинительно понять и поддержать турецких союзников, кстати единственных до конца верных и последовательных, в преддверии той травли, которая их ожидает в связи со 100-летним армянским юбилейным шабашем.

 

Да и потом, всех недовольных назначением Махчуляна прошу нижайше обратить внимание на его должность. Советник это пост, хоть и авторитетный, но отнюдь не влиятельный, в том смысле что носит чисто рекомендательный, а не решающий характер. У советника нету даже полномочий принятия решений чиновника среднего звена ― Махчулян может только говорить. А это в свою очередь означает, что все его сентенции по поводу мнимого геноцида и якобы восстановления исторической справедливости так и останутся бессильными колебаниями воздуха.

Собака лает ― ветер дует. Собака лает, а караван идёт!

 

Холодно проанализировал Ингвар Рюриксон

 

Опубликовано http://kavkaztimes.com/?p=4143

наверх