Церковь в селе Нюгди в Дагестане к армянам отношения не имеет
Никаких следов древности церкови Святого Григориса в дагестанском селе Нюгди (Мола-Халил) или ее более раннего строительства не обнаружено. Таковы итоги осмотра церкви участниками всероссийской научно-практической конференции «1700-летие принятия христианства в Дербенте как государственной религии Кавказской Албании», состоявшей 15 ноября в Дербенте.
Как пишет пишет журнал «Регион плюс», ученым было интересно посмотреть на месте, кому же в действительности принадлежит этот памятник христианской архитектуры, на который претендуют армянские участники конференции. Как они утверждают, история христианства в Дагестане с древнейших времен связана с деятельностью Армянской церкви и что именно армянские правители сыграли ключевую роль в распространении христианства на этой территории. А в качестве древнейшего очага армянской церкви в Дагестане они указывают на этот храм, якобы построенный на месте убиения в в 337 году святого Григориса – внука Григория Просветителя. По их словам, эта церковь в XIX-XX вв. была неоднократно реставрирована.
Однако нет никакой информации о том, что здесь прежде была именно армянская церковь. А самое ранее письменное упоминание часовни святого Григориса в Нюгди относится к 1857 году, когда ее посетил армянский публицист Ростом-бек Ерзинкян.
Отметим, что в 30-е годы IV века внук Григория Просветителя Григорис по просьбе албанских правителей был рукоположен в епископы Иверии и Албании. Прибыв в Албанию, епископ Григорис «...рукополагал иереев, убеждал их служить святым... и ревностно возгорался к апостольской истине».
В 337 (или 338) году епископ Григорис принял мученическую смерть от рук маскутского царя гуннов Сенесана (Санатрука).Выяснилось, что ныне покойный Камиль Гудратов (азербайджанец) сохранить камень с памятной надписью о реставрации церкви в конце XIX века. На основании этого артефакта армяне в начале XX века объявили эту церковь армянской, отреставрировали (достроили) ее и теперь пытаются датировать ее IV веком. А несколько лет тому назад армянами была начата новая реставрация, которая продолжается по сей день.
Утверждения армянских докладчиков о принадлежности раннехристианского наследия Дагестана к Армянской церкви, спровоцировали серьезную полемику между участниками конференции. Представители дагестанской научной общественности опровергли аргументы армянской стороны, показав, что история христианства в Дагестане и на всем Кавказе неразрывно связаны с Албанской церковью, Кавказской Албанией и народами, населявшими ее с древних времен.
Азербайджанская делегация в дискуссиях по этому вопросу, отметила, что наследие Кавказской Албании является общим культурно-историческим сокровищем всех народов Кавказа и не имеет смысла «делить его по национальным квартирам», провоцируя тем самым конфликта между народами. Позиция азербайджанской стороны была в итоге поддержана организаторами конференции и всеми участниками дискуссии, которые признали непродуктивными и опасными попытки «национализации» наследия Кавказской Албании с любой стороны.
Стоит отметить, что стартовавший с начала-середины XIX века процесс арменизации албанской церкви продолжается и на оккупированных территориях Азербайджана. Памятник албанской цивилизации Гандзасарский монастырский комплекс, как и множество других храмов, находящихся в захваченном Арменией Нагорном Карабахе, подвергся многочисленным изменениям, перестройкам-«реставрациям», целью которых была его арменизация. Благо сохранились древние рукописи, а также старые исследования и книги, по которым современные исследования могут судить о первоначальном состоянии и значении Гандзасара. В частности, большой пласт фактологического материала собран в научных исследований академика И. Орбели (1887-1961), трудах епископа Макара Бархударянца (1834-1906) где дано состояние храмов, надписей и надгробных эпитафий до начала их полной арменизации. Это в своих выступлениях отметили азербайджанские участники конференции в Дербенте.
Впервые 1700-летие принятия христианства как государственной религии Кавказской Албании торжественно отмечали в августе нынешнего года в Азербайджане, в удинском селе Нидж Габалинского района. Эта дата была выбрана не случайно, так как согласно некоторым источникам именно в 313 году албанский царь Урнайр (Благословенный) вместе с албанскими князьями и своим войском принял крещение от святого Григория Просветителя. Христианство в Дербенте, как и во всей Кавказской Албании, имело распространение с середины I века. А в V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров Восточного Кавказа. Здесь, по сообщению раннесредневекового албанского автора Моисея Каланкатуйского, располагалась резиденция патриархов Албанской церкви