На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Куликовская битва посреди Москвы?

Людмила Шевченко (Артюшевская)

Одной из загадок древней Руси была и пока остается Куликовская битва между русскими и татарскими полками, произошедшая 8 сентября 1380 года.

 

Для одних людей - это свя­тое для русских место, именно здесь началось освобождение княжеств от та­таро-монгольского ига. На эту битву московского князя Дмит­рия Донского благословил са­мый почитаемый на Руси святой преподобный Сергей Радонеж­ский, ставший символом объединения русских в единое государство.

В нынешней Рос­сии эта битва отмечается как первая «славная победа» наро­да на пути к освобождению.

Но бытует и другая версия о роли этого сражения в ис­тории. По мнению некоторых исследователей, особенно про­живающих в Татарстане, на Куликовском поле произошло не столкновение двух враждебных народов - русских и татар. Здесь сражались полки, руководимые Дмитрием Донским, с войском, во главе которого стоял тёмник Мамай, своего рода отщепенец, узурпировавший власть у закон­ных наследников Чингисхана. На стороне Мамая в битве участво­вали не только татары, но и рус­ские, генуэзцы, литовцы, то есть наёмники, которые собрались под его знамёнами. А у Дмитрия Донского в войске были не толь­ко полки, пришедшие к нему на помощь из многих русских кня­жеств, но и татарские воины.

Такого же мнения, по сущест­ву, придерживался крупней­ший российский историк Лев Гумилёв. В своей книге «От Руси до России» он писал, что нападе­ние Мамая на Русь было вызва­но демонстрацией Дмитрием Донским верности «союзу с за­конным наследником ханов Зо­лотой Орды -Тохтамышем, стоящим во главе волжских и сибирских татар».

Но оказывается, что у Кули­ковской битвы есть ещё одна, совершенно неожиданная версия. Её высказал не так давно академик А. Фо­менко, прославившийся сво­ей неожиданной, мягко говоря, неординарной интерпретаци­ей истории вообще, и именно этого периода жизни России в частности. По его мнению, Ку­ликовская битва происходила, но не на традиционно указыва­емом месте, на берегу Дона, а... в Москве. При этом академик называет две наиболее броса­ющиеся, по его мнению, в глаза странные особенности этой бит­вы, до сих пор не объяснённые историками и археологами.

Первая - это то, что два войс­ка, одно числом в 150 тысяч, другое - в 200, физически не могли поместиться на небольшом Ку­ликовом поле и тем более со­вершать на нём какие-нибудь манёвры. Вторая, ещё более странная особенность - на поле брани в смертельном бою ру­бились сотни тысяч воинов. По оценке историков, в том числе Л. Гумилёва, только с русской стороны было убито и ранено 130 тысяч человек! Логично предпо­ложить, что у татар потери были ещё больше. Получает­ся, что на поле брани должны были остать­ся десятки тысяч, а мо­жет быть, и сотни тысяч мёртвых тел. Победив­шие в кровавой битве русские могли вывес­ти с поля брани только раненых. Собирать на­конечники стрел, поло­манное и негодное для дальнейших боёв ору­жие было просто некому. И вот археологи уже добрую сотню лет тщательно перека­пывают место предполагаемых боёв. Но ни многочисленных ос­танков воинов, ни оружия обна­ружено не было.

Отсюда А. Фоменко делает вполне логичный вывод - сле­довательно, Куликовская бит­ва происходила не в этом месте. Чтобы найти настоящее поле битвы, следует поискать, где же ещё встречаются названия рек, холмов, урочищ, упоминающих­ся в «Задонщине» - основном первоисточнике по истории Ку­ликовской битвы.

В традиционном описании Куликовской битвы сбор русских войск происходил в Коломне. Отсюда в конце августа войско выступило в по­ход и подошло к Дону близ впадения в него реки Непрядвы.

Для того чтобы отрезать себе путь к отступлению, русские перепра­вились через Дон. 8 сентября 1380 года произошла битва на Куликовом поле, окружённом лесами и реками. Излюблен­ный ордынцами об­ходной манёвр был здесь невозможен. Им пришлось атако­вать русских «в лоб».

Битва началась около 11 часов утра. Ордынцы смяли полк левой руки, нанесли серьёзные поте­ри большому полку и уже выходили ему в тыл, когда засадный полк нанёс неожи­данный решающий удар. Этого удара ор­дынцы не выдержали и обратились в бегство, сраже­ние перешло в преследование бегущего противника.

Теперь посмотрим, как происходила битва по мнению А. Фоменко. Свои дока­зательства он начина­ет с поисков Куликова поля на территории сегодняшней Москвы. По его мнению, некоторые летописи прямо сооб­щают, что Куликово поле находилось в Москве. Известный Архангелогородский летописец, описывая встречу Вла­димирской иконы Божией Матери в Москве во время нашествия Ти­мура в 1402 году, сви­детельствует, что икону встретили в Москве «на поле на Куличкове».

Мнение о том, что московское название Куличково, Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москве ещё в XIX веке! Например, в сборнике «Старая Москва», изданном в это время, упоминается о существовавшем якобы «неправильном предположении», будто мос­ковские «Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля». В этой же книге отмечено, что «Кулишки существовали прежде Москвы». А Фоменко свою гипо­тезу как раз строит на том, что во время битвы Москвы ещё не существовало, а были только от­дельные деревни, раскинувши­еся на её будущей территории.

Ставка Мамая во время Кули­ковской битвы была расположе­на «на Красном Холме». Прямо к Кулишкам, ныне к Яузским во­ротам, спускается очень крутой склон высокого холма, который когда-то назывался Красным Холмом. На его вершине нахо­дится Таганская площадь. О ста­ром названии этой местности свидетельствует расположен­ная под ним Краснохолмская набережная Москвы-реки. Мос­ковское поле Кулишки окруже­но несколькими холмами. На одном из них находится Крас­ная площадь. Поэтому этот холм тоже мог называться Красным.

Перед началом Куликовской битвы войска Мамая ос­тановились на «Кузьмине гати». В Москве один из районов называется Кузьминки! Получается, что Мамай подходил к Кулишкам, расположенным в центре современной Москвы, с восточной стороны, находясь на левом берегу Москвы-реки. Дмитрий Донской шёл ему на­встречу с южной стороны Москвы, находясь на правом берегу Москвы-реки. Перед битвой он форсировал реку, по мнению академика, недалеко от Новоде­вичьего монастыря. Затем оба войска сошлись в центре на Кулишках в районе Славянской площади и Сретенки.

Согласно летописи, князь Дмитрий соединился со своими союзниками в Коломне и оттуда выступил навстречу врагу. Счи­тается, что эта Коломна находит­ся в 100 километров от Москвы. А.Фоменко предлагает другой, более вероятный, по его мне­нию, вариант. Дмитрий Донской выступил на битву из знаменитого села Коломенского, находящегося сегодня в черте Москвы. Эта гипотеза подтверждается  следующим отрывком, взятым

из «Сказания о Мамаевом по­боище». В нём Дмитрий, узнав о готовящемся нападении, прика­зал своим соратникам явиться в Москву, а через страницу ле­топись буквально в тех же сло­вах приказывает им собраться, но на этот раз в Коломне. Это означает, что речь идёт об од­ном и том же приказе Дмитрия: собраться войскам в Коломенс­ком, в Москве. Летопись посто­янно фактически накладывает Коломну на Москву. Так, указав, что Дмитрий собирает полки в Коломне, в ней тут же утверж­дается, что войска выступают на битву из Москвы.

После сбора войск Дмит­рий, как далее сообщает­ся в летописи, движется по направлению «на Котёл». Между Коломенским и центром Моск­вы расположена река Котловка. Двигаясь в этом направлении, русские войска должны были оказаться в районе Новодевичь­его монастыря, но с другой стороны реки.

По дороге на поле битвы, со­гласно летописи, Дмитрий уст­роил своему войску смотр «на поле Девичьем». В «Сказании о Мамаевом побоище» тоже упо­минается: «Наутро же князь ве­ликий повелел выехать всем воинам на поле к Девичьему мо­настырю, на поле Дивичю».

В летописи этот переход реки непосредственно перед битвой назван «переходом через Дон». Но Доном в то время часто на­зывали просто крупную реку. Возникает естественная мысль, что здесь Доном была назва­на будущая Москва-река, так как, по мнению Фоменко, са­мой-то Москвы в то время ещё не было. Причём в «Задонщине» явно имеется в виду Москва-река. Ведь княжна Марья поутру плакала на забралах стен Мос­ковских, так причитая: «О Дон, Дон, быстрая река... принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне». Получается, что река Дон течёт через Москву.

Согласно летописям и «Ска­занию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло с обеих сторон около 250 тысяч человек. Скорее всего, это явное преувеличение. Но число погиб­ших должно было быть очень велико, так как после оконча­ния битвы «стоял князь великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христи­ан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, нечестивые тела брошены были зверям и птицам на растерзание».

Но на поле Куликовом в Туль­ской области захоронений пав­ших в битве русских воинов не было обнаружено. А вот в Моск­ве, в Симоновом монастыре А. Фоменко их нашёл!

Знаменитые герои Куликов­ской битвы русские воины - иноки Пересвет и Ослябя, как известно, были похоронены у церкви Рождества Богороди­цы. По мнению Фоменко, Симо­нов монастырь в Москве был основан и построен прямо на месте Куликовской битвы или непосредственно около него, как усыпальница павших здесь русских воинов.

Когда учёный пришёл в Си­монов монастырь и подошёл к церкви Рождества Богородицы, его внимание привлёк огром­ный дощатый ящик, опущенный в свежую могилу. На вопрос: «Кого хоронят?» церковный ста­роста рассказал следующее. Оказывается, вся земля вокруг церкви в радиусе около ста мет­ров и на глубину в несколько метров буквально забита чело­веческими черепами и костями. Как удалось узнать А. Фоменко, ещё при строительстве завода был обнаружен целый слой из костей. Эти древние кости тогда выкапывались в огромном ко­личестве и выбрасывались. Поч­ти все похороненные, судя по их зубам, были молодыми, здоро­выми людьми. Это были воины!

Кроме черепов и костей в земле были найдены каменные надгробные доски одного и того же образца и размера без каких- либо надписей. На всех досках изображён один и тот же узор. Он состоит из бляхи в центре, от которой отходят три полосы: прямая - вниз и две дуги, рас­ходящиеся кверху. Этот рису­нок напоминает воинский щит. Идентичность всех обнаружен­ных каменных досок ясно гово­рит о том, что все захоронения были сделаны одновременно.

И наконец, послед­нее, что, по мнению А. Фоменко подтверж­дает его гипотезу. В «Истории церкви Рождества Богороди­цы на Старом Симонове в Моск­ве» записано: «Великий князь, одержав победу над Мамаем, в день праздника Рождества Пресвятыя Богородицы, Рождест­венской, на Старом Симонове обители дал вкладу село Рожествено, находившееся на месте Мамаева побоища».

«Не странно ли? - удивляет­ся учёный, - что Дмитрий Донс­кой передал московской церкви село, удалённое от неё на 320 километров?! Да и к тому же не из своего великокняжеского удела: в Тульской области в то время были уделы других князей. Такого в достоверной русской истории никто и никогда не делал!»

Предлагаемый вариант рас­положения места Куликовской битвы, конечно, нельзя считать достоверным, тем более что сделан он не историком и археологом, а математиком. Но удивительное совпадение всех мест, упомянутых в «Задонщине», с московскими названиями поражает. И, в отличие от тра­диционного представления о Куликовской битве на Дону, он объясняет и непостижимое исчезновение останков воинов, которых Дмитрий Донской во­семь дней хоронил на поле, и непонятные места в летописях.

Михаил БУРЛЕШИН



Источник: http://www.paralljelnyj-mir.com

Картина дня

наверх