Людмила Шевченко (Артюшевская)
Одной из загадок древней Руси была и пока остается Куликовская битва между русскими и татарскими полками, произошедшая 8 сентября 1380 года.
Для одних людей - это святое для русских место, именно здесь началось освобождение княжеств от татаро-монгольского ига. На эту битву московского князя Дмитрия Донского благословил самый почитаемый на Руси святой преподобный Сергей Радонежский, ставший символом объединения русских в единое государство.
В нынешней России эта битва отмечается как первая «славная победа» народа на пути к освобождению.Но бытует и другая версия о роли этого сражения в истории. По мнению некоторых исследователей, особенно проживающих в Татарстане, на Куликовском поле произошло не столкновение двух враждебных народов - русских и татар. Здесь сражались полки, руководимые Дмитрием Донским, с войском, во главе которого стоял тёмник Мамай, своего рода отщепенец, узурпировавший власть у законных наследников Чингисхана. На стороне Мамая в битве участвовали не только татары, но и русские, генуэзцы, литовцы, то есть наёмники, которые собрались под его знамёнами. А у Дмитрия Донского в войске были не только полки, пришедшие к нему на помощь из многих русских княжеств, но и татарские воины.
Такого же мнения, по существу, придерживался крупнейший российский историк Лев Гумилёв. В своей книге «От Руси до России» он писал, что нападение Мамая на Русь было вызвано демонстрацией Дмитрием Донским верности «союзу с законным наследником ханов Золотой Орды -Тохтамышем, стоящим во главе волжских и сибирских татар».
Но оказывается, что у Куликовской битвы есть ещё одна, совершенно неожиданная версия. Её высказал не так давно академик А. Фоменко, прославившийся своей неожиданной, мягко говоря, неординарной интерпретацией истории вообще, и именно этого периода жизни России в частности. По его мнению, Куликовская битва происходила, но не на традиционно указываемом месте, на берегу Дона, а... в Москве. При этом академик называет две наиболее бросающиеся, по его мнению, в глаза странные особенности этой битвы, до сих пор не объяснённые историками и археологами.
Первая - это то, что два войска, одно числом в 150 тысяч, другое - в 200, физически не могли поместиться на небольшом Куликовом поле и тем более совершать на нём какие-нибудь манёвры. Вторая, ещё более странная особенность - на поле брани в смертельном бою рубились сотни тысяч воинов. По оценке историков, в том числе Л. Гумилёва, только с русской стороны было убито и ранено 130 тысяч человек! Логично предположить, что у татар потери были ещё больше. Получается, что на поле брани должны были остаться десятки тысяч, а может быть, и сотни тысяч мёртвых тел. Победившие в кровавой битве русские могли вывести с поля брани только раненых. Собирать наконечники стрел, поломанное и негодное для дальнейших боёв оружие было просто некому. И вот археологи уже добрую сотню лет тщательно перекапывают место предполагаемых боёв. Но ни многочисленных останков воинов, ни оружия обнаружено не было.
Отсюда А. Фоменко делает вполне логичный вывод - следовательно, Куликовская битва происходила не в этом месте. Чтобы найти настоящее поле битвы, следует поискать, где же ещё встречаются названия рек, холмов, урочищ, упоминающихся в «Задонщине» - основном первоисточнике по истории Куликовской битвы.
В традиционном описании Куликовской битвы сбор русских войск происходил в Коломне. Отсюда в конце августа войско выступило в поход и подошло к Дону близ впадения в него реки Непрядвы.
Для того чтобы отрезать себе путь к отступлению, русские переправились через Дон. 8 сентября 1380 года произошла битва на Куликовом поле, окружённом лесами и реками. Излюбленный ордынцами обходной манёвр был здесь невозможен. Им пришлось атаковать русских «в лоб».
Битва началась около 11 часов утра. Ордынцы смяли полк левой руки, нанесли серьёзные потери большому полку и уже выходили ему в тыл, когда засадный полк нанёс неожиданный решающий удар. Этого удара ордынцы не выдержали и обратились в бегство, сражение перешло в преследование бегущего противника.
Теперь посмотрим, как происходила битва по мнению А. Фоменко. Свои доказательства он начинает с поисков Куликова поля на территории сегодняшней Москвы. По его мнению, некоторые летописи прямо сообщают, что Куликово поле находилось в Москве. Известный Архангелогородский летописец, описывая встречу Владимирской иконы Божией Матери в Москве во время нашествия Тимура в 1402 году, свидетельствует, что икону встретили в Москве «на поле на Куличкове».
Мнение о том, что московское название Куличково, Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москве ещё в XIX веке! Например, в сборнике «Старая Москва», изданном в это время, упоминается о существовавшем якобы «неправильном предположении», будто московские «Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля». В этой же книге отмечено, что «Кулишки существовали прежде Москвы». А Фоменко свою гипотезу как раз строит на том, что во время битвы Москвы ещё не существовало, а были только отдельные деревни, раскинувшиеся на её будущей территории.
Ставка Мамая во время Куликовской битвы была расположена «на Красном Холме». Прямо к Кулишкам, ныне к Яузским воротам, спускается очень крутой склон высокого холма, который когда-то назывался Красным Холмом. На его вершине находится Таганская площадь. О старом названии этой местности свидетельствует расположенная под ним Краснохолмская набережная Москвы-реки. Московское поле Кулишки окружено несколькими холмами. На одном из них находится Красная площадь. Поэтому этот холм тоже мог называться Красным.
Перед началом Куликовской битвы войска Мамая остановились на «Кузьмине гати». В Москве один из районов называется Кузьминки! Получается, что Мамай подходил к Кулишкам, расположенным в центре современной Москвы, с восточной стороны, находясь на левом берегу Москвы-реки. Дмитрий Донской шёл ему навстречу с южной стороны Москвы, находясь на правом берегу Москвы-реки. Перед битвой он форсировал реку, по мнению академика, недалеко от Новодевичьего монастыря. Затем оба войска сошлись в центре на Кулишках в районе Славянской площади и Сретенки.
Согласно летописи, князь Дмитрий соединился со своими союзниками в Коломне и оттуда выступил навстречу врагу. Считается, что эта Коломна находится в 100 километров от Москвы. А.Фоменко предлагает другой, более вероятный, по его мнению, вариант. Дмитрий Донской выступил на битву из знаменитого села Коломенского, находящегося сегодня в черте Москвы. Эта гипотеза подтверждается следующим отрывком, взятым
из «Сказания о Мамаевом побоище». В нём Дмитрий, узнав о готовящемся нападении, приказал своим соратникам явиться в Москву, а через страницу летопись буквально в тех же словах приказывает им собраться, но на этот раз в Коломне. Это означает, что речь идёт об одном и том же приказе Дмитрия: собраться войскам в Коломенском, в Москве. Летопись постоянно фактически накладывает Коломну на Москву. Так, указав, что Дмитрий собирает полки в Коломне, в ней тут же утверждается, что войска выступают на битву из Москвы.
После сбора войск Дмитрий, как далее сообщается в летописи, движется по направлению «на Котёл». Между Коломенским и центром Москвы расположена река Котловка. Двигаясь в этом направлении, русские войска должны были оказаться в районе Новодевичьего монастыря, но с другой стороны реки.
По дороге на поле битвы, согласно летописи, Дмитрий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». В «Сказании о Мамаевом побоище» тоже упоминается: «Наутро же князь великий повелел выехать всем воинам на поле к Девичьему монастырю, на поле Дивичю».
В летописи этот переход реки непосредственно перед битвой назван «переходом через Дон». Но Доном в то время часто называли просто крупную реку. Возникает естественная мысль, что здесь Доном была названа будущая Москва-река, так как, по мнению Фоменко, самой-то Москвы в то время ещё не было. Причём в «Задонщине» явно имеется в виду Москва-река. Ведь княжна Марья поутру плакала на забралах стен Московских, так причитая: «О Дон, Дон, быстрая река... принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне». Получается, что река Дон течёт через Москву.
Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло с обеих сторон около 250 тысяч человек. Скорее всего, это явное преувеличение. Но число погибших должно было быть очень велико, так как после окончания битвы «стоял князь великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, нечестивые тела брошены были зверям и птицам на растерзание».
Но на поле Куликовом в Тульской области захоронений павших в битве русских воинов не было обнаружено. А вот в Москве, в Симоновом монастыре А. Фоменко их нашёл!
Знаменитые герои Куликовской битвы русские воины - иноки Пересвет и Ослябя, как известно, были похоронены у церкви Рождества Богородицы. По мнению Фоменко, Симонов монастырь в Москве был основан и построен прямо на месте Куликовской битвы или непосредственно около него, как усыпальница павших здесь русских воинов.
Когда учёный пришёл в Симонов монастырь и подошёл к церкви Рождества Богородицы, его внимание привлёк огромный дощатый ящик, опущенный в свежую могилу. На вопрос: «Кого хоронят?» церковный староста рассказал следующее. Оказывается, вся земля вокруг церкви в радиусе около ста метров и на глубину в несколько метров буквально забита человеческими черепами и костями. Как удалось узнать А. Фоменко, ещё при строительстве завода был обнаружен целый слой из костей. Эти древние кости тогда выкапывались в огромном количестве и выбрасывались. Почти все похороненные, судя по их зубам, были молодыми, здоровыми людьми. Это были воины!
Кроме черепов и костей в земле были найдены каменные надгробные доски одного и того же образца и размера без каких- либо надписей. На всех досках изображён один и тот же узор. Он состоит из бляхи в центре, от которой отходят три полосы: прямая - вниз и две дуги, расходящиеся кверху. Этот рисунок напоминает воинский щит. Идентичность всех обнаруженных каменных досок ясно говорит о том, что все захоронения были сделаны одновременно.
И наконец, последнее, что, по мнению А. Фоменко подтверждает его гипотезу. В «Истории церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове в Москве» записано: «Великий князь, одержав победу над Мамаем, в день праздника Рождества Пресвятыя Богородицы, Рождественской, на Старом Симонове обители дал вкладу село Рожествено, находившееся на месте Мамаева побоища».
«Не странно ли? - удивляется учёный, - что Дмитрий Донской передал московской церкви село, удалённое от неё на 320 километров?! Да и к тому же не из своего великокняжеского удела: в Тульской области в то время были уделы других князей. Такого в достоверной русской истории никто и никогда не делал!»
Предлагаемый вариант расположения места Куликовской битвы, конечно, нельзя считать достоверным, тем более что сделан он не историком и археологом, а математиком. Но удивительное совпадение всех мест, упомянутых в «Задонщине», с московскими названиями поражает. И, в отличие от традиционного представления о Куликовской битве на Дону, он объясняет и непостижимое исчезновение останков воинов, которых Дмитрий Донской восемь дней хоронил на поле, и непонятные места в летописях.
Михаил БУРЛЕШИН
Источник: http://www.paralljelnyj-mir.com