На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Чем опасны предновогодние распродажи

Людмила Шевченко (Артюшевская)

По данным "Левада-Центра", около 60 процентов россиян, совершая покупки, в первую очередь обращают внимание на цены. Понятно, что при таком раскладе торговые точки заманивают к себе покупателей разными скидочными акциями. А уж под Новый год все нечистые на руку дельцы норовят заработать на покупателе. Этому очень способствует предпраздничный ажиотаж.

 

Даже в обычные дни, без всяких праздников и подарков, торговцы умудряются манипулировать покупателями.

- Заходите в наш магазин! У нас скидки на большой ассортимент! Не упустите свой шанс! - стоят зазывалы у входа.

Не у каждого гражданина оказывается нордический характер: многие "клюют" на приманку и... направляются в торговый зал. А та-а-ам - сплошь скидки! И не сразу понимаешь, что половина из них - просто липовые. Раз обнаружила: стоимость консервов со скидкой, выставленных на специальный стеллаж в центре магазина, рублей на десять выше, чем цена на тот же товар на "непрестижной" полке.

Есть и менее наглые уловки. Когда, например, товар во всем магазине по одной цене, только ценники оформлены так, что некая старая цена перечеркнута и написана новая. Покупатель начинает считать: сколько там он сэкономит, если возьмет еще десять штук скидочного товара? Но кто из нас, потребителей, знает, что прежняя цена была реально выше? Скорее всего это очередная уловка.

Еще бывает так, что в торговом зале на товаре стоят скидочные цены. Но приходишь к кассе, набрав разного удешевленного добра, а кассир как обухом по голове: "Акция закончилась вчера, это просто ценники не успели поменять". И не каждый гражданин пойдет выворачивать обратно на полки содержимое тележки. А если и пойдет, потому что обычная цена ему не по карману, то зачем ему все эти упражнения? Одна наша читательница жаловалась, что в ближайшем от ее жилья сетевом магазине подобные лжеакции устраиваются даже на такой копеечный товар, как туалетная бумага. Что уж говорить про более весомые покупки!

А уж под праздники - Новый год, 8 Марта и так далее - вообще наступает кошмарный кошмар. Давеча зашла у метро в один фирменный магазин косметики и парфюмерии. Обычно он полупустой. Навстречу редким посетителям спешит продавец-консультант.

- Здравствуйте! Вам помочь?

- Да, мне нужен карандаш для губ, только не такой, который надо точить, а выдвижной.

Консультант ведет меня к заветной полочке:

- Вам какой оттенок?

Мы с ней перебираем пробники на витрине.

- Вот этот? Две штуки? Сейчас вынесу вам закрытые, проходите к кассе.

На кассу уже спешит другая сотрудница - кассир. Через пять минут покупка у меня в сумочке.

В этот же магазин зашла на днях. Мама дорогая! Народу - жуть! Весь магазин пропах невероятным месивом ароматов: народ активно закупает туалетную воду - "пшикает" из пробников на специальные губки или себе на руки. Вокруг всего остального такая же многочисленная возня. Граждане выбирают покупки самостоятельно: консультантов в зале - ноль. Одни охранники, которые зорко следят, чтобы ушлые покупатели не рассовали неоплаченный товар по сумкам и карманам (это ведь тоже одна из примет предпраздничной суеты). На кассах - ажиотаж, там идет непрерывный расчет за покупки. На полках - акционные ценники. Дескать, на эти товары у нас 25-процентная скидка. Вижу: на мою любимую туалетную воду тоже акция. Подбираюсь поближе - такие цены (которые здесь уже со скидкой) видела неделю назад.

Так что все эти скидочные дела, на мой взгляд, - одна показуха. Наши предприниматели еще не научились по-настоящему отрывать от сердца возможную прибыль. Это подтверждается не только нашими наблюдениями, но и мнением специалистов.

В Обществе защиты прав потребителей "Общественный контроль" покупателей тоже предупреждают: зачастую перед праздниками, и особенно перед Новым годом, магазины стараются избавиться от старых запасов, распродать то, что залежалось. Вот и придумывают разные акции, выставляют ценники, пестрящие скидками. На самом же деле многие товары продаются даже дороже обычного.

- Потребителям в это время надо быть особенно внимательными и разборчивыми, - советуют в "Общественном контроле". - Чтобы избавить себя от лишних трат, рекомендуем иметь при себе лишь то количество денег, которые вы решили потратить, еще находясь дома, составив заранее список действительно необходимых покупок. И, конечно, надо ориентироваться в ценах, чтобы не быть обманутым.

- Магазины сами устанавливают цены, и скидка даже в два-три рубля формально таковой является, - комментирует ситуацию юрист Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Игорь Зверев. - Наказать торговую точку можно только в случае, если старая цена без скидки окажется меньше новой или раньше товар стоил столько же. Это введение покупателя в заблуждение и предоставление неверной информации о товаре, что является нарушением закона "О защите прав потребителей". Об этом гласят статьи 10 и 12 закона. Однако, насколько я знаю, у нас не было прецедентов, когда бы магазин наказывали за такие липовые скидки. Очень сложно собрать доказательства.

Защитники прав потребителей отмечают как раз ту самую неготовность наших предпринимателей к настоящим скидкам. Это доказала и недавняя "Черная пятница", которую мы позаимствовали у США. Ожидания наших покупателей тогда явно не оправдались, считают специалисты "Общественного контроля". Ведь многие интернет-магазины (участники этой акции) обещали 90-процентные скидки, однако их либо не было вообще, либо они оказались незначительными.

Чаще скидки составляли 10 - 15 процентов, несколько магазинов продавали свой товар дороже, а иногда скидка на вещь стоимостью в несколько тысяч составляла два-три рубля. Защитники прав потребителей ссылаются на мнение организаторов "Черной пятницы", которые признали, что первое такое мероприятие провалилось из-за скудного ассортимента и маленьких скидок, которые представили магазины.

Так что пока лучше следовать принципу "бойтесь данайцев, дары приносящих". Это в том смысле, что у нас пока действия некоторых торговцев, завуалированные под благие деяния, могут обернуться вовсе не в пользу одариваемого.

Лично я, увидев в магазинах ажиотажную суету, бегу оттуда со всех ног. Это, конечно, не значит, что оставила своих родных и друзей без подарков. Просто запаслась ими еще в начале ноября и сложила дома в укромном уголке. Кстати, и спиртное приобрела заранее, потому что специалисты говорят: в канун новогодних праздников магазины наводняют подделки под марками качественного алкоголя. Делюсь этим опытом с широкой общественностью.



Источник: http://www.paralljelnyj-mir.com 

Картина дня

наверх