На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В погоне за «Глорией»

Людмила Шевченко (Артюшевская)

Сколько бы иной человек не богател, ему все мало. Вот и преуспевающий торговец какао и табаком, бельгиец Фан-Гор, пресытившись холостяцкими пирушками, за которые расплачивался жемчугом, сколотив команду из отпетых головорезов, вышел в море.

 

Фан-Горн потомс­твенный моряк и искусный судово­дитель, считал, что толь­ко так можно прогнать тоску и, если повезёт, от­бить у испанцев леген­дарный рубин «Глория».

Величиной с грецкий орех, неогранённый, он с одной стороны был розо­вым, с другой - кроваво- красным.

Но как незаметно при­близиться к ощетинивше­муся множеством пушек быстроходному парусни­ку «Страж», на котором из Индии везли предназначенную испанской инфан­те величайшую драгоценность? Фан-Горн применил поистине иезуитскую хитрость. Прознав, что на «Страже» кончаются за­пасы солонины, рома и сухарей, он в одной из портовых таверн, войдя в доверие к капитану Слоуку, пообещал без проволочек доставить «лучшего качества припасы по сходной цене».

И доставил. Но не прови­зию, а бочонок с порохом, вы­даваемый за ром «для веселья». Порох с помощью длинного фи­тиля Фан-Горн подорвал собс­твенноручно, успев спастись на поджидавшей шлюпке. Рва­нуло так оглушительно, что команда «Стража», будучи демо­рализованной, сдалась без боя. Двенадцать пиратов обшарили корабль. Рубина не нашли, как, впрочем, и капитана, сумевшего прихватить «Глорию» и вплавь добраться до берега.

На золото «Стража» фли­бустьеры купили ещё два превосходных военных корабля. 1683 год выдался для них исключительно удачным. Франция воевала с Голландией. Пираты нападали на корабли и суда обеих сторон, устраивая резню и очищая трюмы. Вскоре Фан-Горн объявил:

- У нас есть флотилия из семи кораблей. Нас триста едино­мышленников. Надобно идти на Варакрус, жители которо­го разжирели от излишеств. Лазутчики доносят, что, находясь там, Капитан Слоук, пригрел на груди «Глорию». Рубин этот - наша общая собственность и досягаем, как ни­когда прежде.

Некоторые пи­раты не пожела­ли ввязываться в опасную авантюру со взятием Варакруса, находящегося под при­крытием крепости Сен Жан-дю-Люк, имеющей 800 солдат, прославившихся на по­лях сражений Старого Света, 60 пушек, более 1000 ружей, сколь­ко угодно ядер, пуль, пороха. С отступниками Фан-Горн посту­пил сурово. Собственноручно прикончив, выбросил за борт. С верными поделился плана­ми, сказав, что намерен удесятерить силы, вступив в союз с предводителями других фли­бустьеров - Мишелем Граммоном и Лораном де-Граффом. Мишель Граммон был знатным парижским дворянином, в 1678 году вдруг забросившим свои процветающие владения и за­нявшимся разбоями. При под­держке 600 оставивших службу солдат и разбойников он напал на испанские города Маракайбо и Гориллья, в результате чего «стал несколько беднее фран­цузского короля».

Не менее колоритной фигу­рой был испанский артиллерийский офицер Лоран де-Графф, некогда - гроза пиратов, впос­ледствии - их главарь. Непревзойдённый стре­лок из пушек, он умело применял свой талант, меткими выстрелами срезая мачты парусни­ков, которые брались на абордаж.

Варакрус - процве­тающий город Ис­панской Америки - неоднократно успешно отражал набеги флибустьеров. На сей раз избежать худше­го не удалось. В ста­ринных хрониках сказано, что «раз­бойничья армада Фан-Горна, Граммона, де-Граффа неудержимо катилась, по­жирая и выме­тая, выжигая, подобно са­ранче». Не смог её остановить даже трёхты­сячный гарнизон Варакруса. Не ошибался Граммон, когда предрекал, что, разглядев в зрительные трубы роскошные дома, тучные стада, золочёные кресты храмов, ра­зодетых девиц, пираты под кар­течью, прикрываясь трупами павших товарищей, осуществят задуманное.

Город с большими потеря­ми взяли. Двадцать четыре часа опьянённые кровью флибустье­ры грабили, насиловали, убива­ли, переправляли на корабли добро - золотые монеты, укра­шения, ковры, шелка, сукно, китайский фарфор. Их главари, разъехавшись в разные сторо­ны, искали куда более ценный приз - рубин «Глория» и его хра­нителя капитана Слоука. Лоран де-Графф, подпалив дом губер­натора Альво Канесси, выкурил оттуда капитана, который клят­венно заверил в том, что чу­десный рубин пошёл на дно во время бегства его с корабля. Ка­питан был задержан Граммоном, когда стягивал одежду и сапо­ги с убитого флибустьера. Заве­рения в том, что рубин утрачен навсегда, не подействовал.

Граммон рассмеялся, догадавшись, где следует искать пропа­жу. Он вспорол капитану живот. Капитан лишился жизни.

Граммон обрёл рубин, пос­читав, что в обмен на «Гло­рию» сможет получить от испанского короля не только прощение за тяжкие грехи, но и выторговать высокую долж­ность. Понятно, хитрец ни сло­вом не обмолвился об успешном завершении поисков. Тут ещё Фан-Горн и Лоран де-Графф, не поделив пленных, за которых был обещан колоссальный вы­куп, сошлись в сабельной дуэли. В результате Фан-Горна с почес­тями похоронили двумя милями западнее Варакруса, в провин­ции Юкатан. Власть полностью перешла к Граммону, употре­бившему её «согласно пиратс­ким понятиям о привилегиях на разграбление колоний».

Отдавать испанскому монар­ху рубин Граммон к тому време­ни передумал. Вручил «Глорию» префекту французских коло­нистов Сержу де Кюсси «в знак уважения к королю». Спустя полгода из Парижа поступило предписание «назначить раска­явшегося душегуба губернато­ром южноамериканских земель Сан-Доминго с чрезвычайным правом казнить и миловать в пользу короне».

Бывшее флибустьерское во­инство срочно переодели во французские мундиры. Лоран де-Графф получил полковничий патент и наградную шпагу, что ему показалось «ничтожным не по заслугам». Во время морской прогулки ботик Граммона взле­тел на воздух. Кто подложил бомбу, стало очевидным после того, как пост губернатора за­нял де-Графф, произведённый в генералы. Он ретиво управлял колониями и умер в возрасте 93 лет. Рубин «Глория», украсивший эфес сабли императора Наполе­она Бонапарта, ныне отдельно от неё хранится в комнате дра­гоценностей Лувра.

Александр ПУДОМЯГИН



Источник: http://www.paralljelnyj-mir.com

Картина дня

наверх