Часть Четвёртая
I.R. Переходим к четвёртой части монументального труда классика грузинской литературы и публицистики Ильи Чавчавадзе “Армянские учёные и вопиющие камни” http://www.amsi.ge/istoria/somx/kamni.html , в которой автор поднимается до поистине библейских обобщений. R.I.
IV
Действия армянских книжников-грамотеев похожи на большую реку: чем дальше и дальше идешь в воду от берега, тем глубже и глубже погружаешься в нее, яснее и яснее видишь длину и ширину ее.
/I.R. Скорее армянская пропаганда напоминает гнилое зловонное болото, ступив однажды в которое без длинного шеста подлинных знаний о предмете, уже очень сложно выбраться на твёрдую почву исторической реальности. R.I.\ Смелость, нахальство их день ото дня увеличиваются более и более, смелее и смелее начинают они восхвалять себя и все более и более бесцеремонно обращаться с нами /I.R. засасывая оступившегося доверчивого читателя в трясину лжи, клеветы и инсинуаций R.I.\. Нигде так ясно не обрисовывается раз навсегда принятая ими программа действий, усвоенная хитрость и пронырливость, как в одной европейской газете, в которой по порядку перечислено все, могущее служить к возвеличению и прославлению армян и к уничтожению грузин, внушенное, очевидно, этими учеными грамотеями. Здесь уже эти господчики ничем не стесняются, не брезгают, Они явно и откровенно пускают в ход такие проделки и средства, одна мысль о которых должна вызывать краску стыда на лице всякого человека, будь он армянин или кто другой. /I.R. Всё дело в том, что историческая наука с самого начала служила хаям не инструментом изучения прошлого, а идеологическим полем боя, где правда абсолютно не важна, а ценятся лишь наукообразные выдумки, причём, чем больше времени оппонентам надобно на опровержение очередной лжи, тем она ценнее для армянской “науки”. R.I.\
Во время последней войны, именно в 1877 г., французская газета «Temps» прислала в наш край корреспондента, по имени Кутули. Посылаемые им отсюда корреспонденции печатались в ней в продолжение двух месяцев. Вот что пишет этот Кутули по поводу того, в чьи руки он попал еще тогда, когда, на пути к нам, не успел еще проехать от Владикавказа одну станцию. Еще в Балтах встречается с ним намеренно или случайно один артиллерийский офицер, шушинский армянин. Он сажает француза-корреспондента с собою в «повозку» и привозит В Тифлис. О чем этот офицер бедовал по дороге ― неизвестно нам. Надо думать, что он ничего особенно хорошего не сообщил бы о нас. Это основываем на том, что вскоре по приезде в Тифлис офицер этот повел своего нового гостя к ныне покойному Арцруни, редактору «Мшака», который, по словам Кутули, «был главой либеральной партии, и хотя он не духовного сана, но среди армян играл ту же роль, какую Деллингер и отец Гиацинт – среди католиков, и лучше самого патриарха понимает армянское священное писание».
I.R. В отличие от других гордых народов Кавказа, не склонных ублажать влиятельных иностранцев, ограничиваясь общими проявлениями гостеприимства, армяне не гнушаются откровенно стелиться перед нужными людьми, выставляя одновременно желаемое хаями за действительное. Так, например, произошло с Генрихом Абихом, который под неусыпным надзором представителей армянской григорианской церкви, коим он, впрочем, был очарован, потому что всё обставилось как нежная забота и трогательное внимание к гостю, поддавшись переполнявшему его чувству благодарности за поистине царский приём, назвал огромную территорию Армянским нагорьем, хотя исторически там массово армянами и не пахло. [“Армянское нагорье: географический термин или идеологическое орудие против Азербайджана?“ http://www.rizvanhuseynov.com/2013/03/blog-post_9.html ]
То же самое имело место и с французом Кутули, и не просто французом, но корреспондентом влиятельной европейской газеты. R.I.
Нечего и говорить, что г. Кутули не проэкзаменовал бы католикоса армян, но, тем не менее, он категорически заявляет, что это, мол, так. Откуда и как он узнал о преимуществе Арцруни пред уважаемым патриархом? Очевидно, или сам Арцруни пустил пыль в глаза, или другой кто-нибудь, с целью закрыть иностранцу глаза и не дать ему возможности самому присмотреться к окружающему. Очевидно, или сам Арцруни или кто-либо другой постарался вбить в голову новоприезжему французу такую невероятную вещь с целью увеличить в глазах его авторитетность Арцруни, чтобы Кутули легче мог довериться такому мудрецу и видеть только то, на что укажет этот Деллингер и Гиацинт армян. Нечего и говорить, никто не сомневается, что если он что-либо и укажет, то укажет как следует по раз намеченной программе и лицом в грязь не ударит. /I.R. Вообще желание и умение показывать посторонним лишь то, что им надлежит видеть, а то и вообще беззастенчиво приукрашивать свою действительность, характерно для армян, как на бытовом, так и на политическом уровне. Но если первое может рассматриваться как безобидная шалость, то второе влечёт за собой катастрофические последствия. R.I.\
Поведали ему и то, что г. Арцруни прежде всего просветился и набрался учености в Москве, затем в Петербурге и в конце концов в Гейдельберге и что он-де очень сведущ в философии. Дабы еще более возвеличить этого всестороннее образованного философа, наделили его еще одним великим качеством, именно тем, что брат его в Германии служит профессором. Хотя профессорство брата не особенно веская рекомендация для не профессора брата, но, тем не менее, и это не было упущено из виду для вящего возвеличения Арцруни. Вот как они раздули Арцруни, ― хотя бурдюк раздувают тогда лишь, когда он пустой. Они постарались так подготовить иностранного гостя, чтобы каждое слово Арцруни после принималось им за червонное золото. Нечего и говорить, что легковерный француз попал в сети и, как эхо, повторял, без проверки, без расследования, все то, что ему было внушаемо. Вникните-ка во встречу на почтовой станции Балта и во всю эту историю, и вы убедитесь, на какие проделки и фокусы они способны, чтобы только околпачить и перетянуть на свою сторону иностранца. Это однако цветочки, ягодки будут после. /I.R. Минуло уже более сотни лет, но перечисленные грязные приёмы армянской пропаганды остались неизменными, до сих пор вылавливая легковерных из России, Америки и Европы на сладкоголосые рассказы о былом и нынешнем армянском могуществе. R.I.\
Окружив себя таким ореолом, Арцруни сначала ведет Кутули в тифлисскую городскую думу, которую он, Кутули, величает маленьким парламентом, члены же управы корреспонденту мерещатся министрами, а Арцруни со своею либеральною партиею ― оппозицией. Затем он вместе с Кутули обходит все армянские церкви. Прекрасные и дорогие облачения армянских священников поразили Кутули. И для какого же лучшего дня они сберегли бы их? Затем он повел этого иностранного гостя в армянские школы. Кутули отзывается с похвалою о прекрасных глазах армянок-учениц, хотя вообще насчет их красоты извиняется, ― pardon, мол. /I.R. Хотя судя по истерическому восхвалению в прессе порно-модели Ким Кардашьян, армяне и своих уродин склонны провозгласить эталоном женской красоты. R.I.\
Покойный Арцруни вводит Кутули в армянский интеллигентный кружок. Кутули поименно называет всех, с которыми Арцруни познакомил его, ― но нам незачем перечислять их. Достаточно знать, что Арцруни ввел своего нового приятеля в армянский круг. Пошли в честь его обеды, ужины, кутежи, пиры в садах, домах, распевали ему песни, романсы, Кутули жалуется, что раз он вернулся домой с одного из подобных кутежей до такой степени навеселе, что не в силах был взять перо в руки: так все мысли у него перепутались. /I.R. Доведение гостей до невменяемого состояния, когда те уже неспособны рассуждать критически, тоже относится к распространённым приёмам АрмАгитПропа. Непьющие же мусульмане более всего ценят в беседе трезвость. R.I.\ На всех пирах, на каких он бывал, его угощали армянскими кушаньями, которые очень понравились желанному гостю арцруневской либеральной партии. После пригласили его Шиндиси на какой-то храмовый праздник. Здесь же француз окончательно пришел в восторг. Только одно его поразило: оказывается, все бывшие на пирах и на богомолье женщины были «с большими, как гора, носами». Понятная вещь, либеральная партия Арцруни не решилась бы допустить, чтобы такой недостаток присвоен был армянам, и не позволила бы Кутули протрубить по целому миру об этом. А чтобы иностранец не поставил в строку армянам даже этот безобидный недостаток, скоро нашли и козла отпущения. Толково и чистосердечно объяснили ему, что все эти носатые дамы мол, ― грузинки. И за то спасибо! По крайней мере, того, что у них лишнее, что им не нужно, не жалеют для нас, щедрой рукой преподносят нам. На тебе, Боже, что нам негоже! Какого же большего доказательства расположения нам нужно: даже носы свои отдают из любви к нам. /I.R. Вообще, “братья” армяне исторически щедро предоставляли своих женщин во временное пользование, так что сия повадка постепенно превратилась в элемент национального хайского менталитета. R.I.\
Что было делать попавшемуся в расставленные сети ветрогону-французу? Все оказалось армянским: парламент ― армянский, пиры и увеселения ― армянские, праздники ― армянские, Деллингеры и Гиацинты ― армяне, философы ― армянские, кушанья армянские, где же? в Тифлисе! Очевидно, здесь Армения и Тифлис ― город Армении, Какой же другой вывод мог сделать так искусно опутанный пришелец?! И вот Кутули, восхищенный гостеприимством армян, пока еще из Тифлиса никуда не отлучался, восклицает: «Наверное, Эдем был здесь, в Армении»! Таким образом, уверили европейского корреспондента, что Грузия, включая и Тифлис, ― Армения и весть эту заставили его распространить по всему миру при посредстве такой почтенной и влиятельной газеты, как «Temps»! /I.R. Ах, если бы знал великий Илья Чавчавадзе, что буквально через полтора десятка лет в 1918 г. армянские агрессоры нападут на беззащитную и такую наивную Грузию с целью захвата Тифлиса и превращения его в столицу Великой Армении. R.I.\
Однако спросим: какой смысл в таком смешном вероломстве, в такой фальсификации? Ответ на это указал сам Кутули. Он, оказывается, «торопился присутствовать при взятии Карса», но так как и сам Кутули, и его новые друзья-приятели желали выдвинуть вместе с великим восточным вопросом и армянский, то он остается в г. Тифлисе, чтобы «ознакомиться с положением здешних народностей» /I.R. читай армян R.I.\. Ну и постарались ознакомить его: Тифлис и вся Грузия наше, мол, обиталище, наша страна ― и раз это действительно так, кто же скажет после этого, что армяне рассеяны и нет у них территории для сплочения?! Протяните отсюда нить к тому, что говорил Сенковский, и, хотя это представляет «дистанцию огромного размера», вы найдете ключ к заданной нам загадке. Как знать? Легко предположить, что Деллингеры и философы армянские существовали и при Сенковском. /I.R. Да что там при Сенковском, даже беспристрастный анализ армянских хроник древного мира показывает их тенденциозный, а порой и лживый, откровенно ангажированный характер. R.I.\ Ничего нет невероятного в том, что отец похож на сына, а сын на отца. Каков батька, таково и дитятко. Теперь рассмотрим, что они внушили Кутули о происхождении и житье-бытье здешних народностей. Мы говорим: «внушили», потому что Кутули пробыл в Тифлисе так мало, что не мог бы усвоить даже название одной улицы, как же он мог ознакомиться с положением населения Кавказа, будь он даже с таким же всесторонне развитым философским образованием, как г. Арцруни! Что все, переданное им в газете «Temps», внушено ему новыми друзьями, станет ясным, если вникнуть в самую тенденцию рассказа его. /I.R. История Армении ― это то, что армяне, говорят об армянах, а все прочие повторяют их выдумки. R.I.\
По словам Кутули, в Закавказье живут представители четырех национальностей: армяне, грузины, татары и русские. Неужели вы полагаете, что Кутули будет трактовать об этих четырех народностях? И не думайте! Лишь одни грузины были намечены его армянскими друзьями, так как повторяю: «у Али лишь плов на уме». /I.R. Под действием откровенно геноцидальной политики российского правительства по отношению к мусульманам, отголоски которой мы наблюдаем и теперь, татар на тот момент “братья” армяне вообще списали со счетов. Хотя теперь это единственная реальная сила, противодействующая хайской экспансии в регионе. R.I.\ Лишь одно сопоставление грузина с армянином ― вот та игра, в которой козыри всегда, по страшной прихоти судеб, оказываются в их руках. Заставили же они его каркнуть, что Тифлис ― Армения; но и Тифлиса не довольно им ― необходимо заставить его сболтнуть, якобы и все Закавказье принадлежит армянам; и это желание, как увидим, исполнилось. Поведав Европе, что на Кавказе живут представители четырех национальностей, Кутули далее говорит: хотя армян, мол, в настоящее время меньше, чем грузин, всего 600 т. (?), но в конце настоящего столетия число их увеличится и их станет больше последних. А остальные нации? О татарах и русских не упоминается ни слова, как будто они не могут быть приняты в расчет. Не ясно ли, что бельмом в глазу служит лишь перевес грузинского элемента в Закавказье, что они всесторонне философски образованные, непрошенно сующиеся не в свое дело армянские Деллингеры и Гиацинты только и силятся снять это бельмо с глаза. /I.R. Поистине армянская наглость ― рассматривать бельмом на глазу один из старейших автохтонных этносов на Кавказе. R.I.\ Кому взбредет на ум такой смехотворный процесс увеличения прироста армян и понижения грузин там именно, где кроме них живут еще татары и русские?! Оставим и это и спросим: что это за непостижимая такая причина, в силу которой в продолжение 23 лет меньшее число армян увеличится, а большее число грузин уменьшится?! И кому какая нужда в Европе в таких смешных уверениях? «Подождите, мол, в настоящее время армян мало, но в продолжение 23 лет вылупятся и вырастут цыплята их в бывших гнездах орлиных и размножатся»! К чему, спрашивается, эта речь об этом обильном нарождении армян и вымирании, вырождении грузин? Не очевидно ли, по милости чьих проделок, жонглерства околпаченный чужестранец взболтнул смешную чушь: «постойте, армяне размножатся, а грузины переведутся»! Это и называется – «быть рабом своих вожделений». /I.R. Теперь-то мы понимаем, о чём шла речь. Уже тогда “братья” армяне задумывали масштабные геноциды прочих народов Кавказа и даже не стеснялись на это намекать. С мусульманами этот номер прошёл, но грузины всё ещё стоят в скорбной очереди на уничтожение. Вот что следует помнить в Тбилиси. R.I.\
Раз новые друзья Кутули вздумали заставить его писать корреспонденции на почве превосходства армянской народности в Закавказье, то они, разумеется, постарались вбить ему в голову и другие прелести, для оглашения по Европе. И Кутули, как эхо, повторяет внушенное ему ― армяне составляют, мол, на Кавказе «третье сословие» (Tiers etats) /I.R. которое уже рулило на тот момент в Европе R.I.\. В руках их, ― говорит он, ― торговля, все ремесла, все отрасли общественной деятельности. Они ― врачи, адвокаты, люди свободных профессий. У них свои школы, журналы, свой маленький парламент в Тифлисе и проч. В настоящее время из них многие и на военную службу поступают. Мадатов, Бебутов, Агрутинский, Лорис-Меликов, Лазарев, Алхазов, Тер-Гукасов ― всеми этими генералами снабдила, мол, армянская нация русскую армию. /I.R. Скорей наоборот, русская армия охотно принимала к себе представителей этноса, готового делать любую грязную и кровавую работу по геноциду местного мусульманского населения, что мы и наблюдали в многочисленных русско-турецких и русско-персидских войнах. R.I.\
Известный генерал Лазарев ― замечательный полководец; но он-де, вследствие зависти грузинских князей, отставлен и проживает в настоящее время в Баку без дела (Покойный Лазарев не был еще в то время вызван под Карс ― прим. переводчика). Затем Кутули перечисляет всех, на которых вновь испеченные друзья его указали ему, как на известных на поприще наук, искусства и проч. Хотя эти знаменитые армяне еще никем не признаны Голиафами в области наук и искусств, но какое нам дело оспаривать это? Мы и выше говорили ― всего хорошего армянам, хотя бы они и представили его в преувеличенном виде, дай Бог, к чести и славе их! Но вдохновенный всем этим Кутули изрекает такое пророчество: «будущее на Кавказе принадлежит армянам, соседям же их грузинам и татарам не остается ничего, как только обармяниться». /I.R. Хотя и в таком исходе весёлого мало, но хаи со своим звериным национализмом не оставляют своим жертвам даже такого трусливого выхода. Реально всех, кто не успеет или не пожелает сбежать, ждут мучительные пытки и лютая смерть. R.I.\ Вот где конец начала! Согласитесь, хорошее утешение! Не искусно ли заставить такую влиятельную газету, как «Temps», затянуть песню в таком тоне? Скажите, Бога ради, кому нужно было так одурачить несчастного Кутули, как не всесторонне развитым армянским философам Деллингерам и Гиацинтам: ведь «дерево по плоду, плод по дереву познается». /I.R. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. ― Мф. 7:15-20. Вчитайтесь, други, в эти слова. Мудрость Инджиля (Евангелия) как раз про армян. Пророк Иса (с.а.с), т.е. Иисус Христос будто в воду глядел. R.I.\
Наш народ не любит поэзии, ― мы больше любим суждение и критику» Так уверяли чужестранца Арцруни и его цех, величаемый господином Кутули «арцруневскою школою». Не знаю насколько можно гордиться нелюбовью к поэзии, но великий Гете сказал: «тот варвар, чьего сердца голос поэта не заставит трепетать». Хотя Арцруни и его «школа» не любят поэзии, но, тем не менее, они не лишены большой фантазии. По мнению в высшей степени всесторонне развитого философа, армяне в будущем составят царство, по словам Кутули, с 30-ю миллионами подданных. /I.R. Так вот откуда идёт эта взятая с потолка цифра. Теперь многочисленные плакальщики несуществовавшего армянского геноцида тоже повторяют её, как население Армянской области, если бы не было 1915 г. R.I.\ Не думаем, чтобы какой-либо разумный армянин согласился с таким необузданным бредом всесторонне развитого философа. Мы убеждены, что ни один армянин, находящийся в здравом уме, не только не скажет, даже и не помыслит об этом. Это стукотня расшатавшейся мельницы, ― между армянами же или нет вовсе таких, а если и есть, то не стоит и говорить о них. Это лишь болтовня бездельника, выжимающего воду из свежего и пока еще влажного сыра и уверяющего, что он выжимает ее из камня. Все это глупый бред одного человека, и да простится ему это! /I.R. Наивный бедняга Чавчавадзе всё ещё надеется, что он имеет дело с порядочными людьми. R.I.\
Допустим, что пророчество Кутули оправдалось бы: грузины и татары обармянились бы и превратились в рабов армян. Ведь это будет каплею для образования 30-миллионного армянского государства! Откуда же Арцруни обещал собрать такое количество подданных? Ответ на этот вопрос покойный философ, наверное, унес с собою в могилу. Повторяем, мы приводим эту смешную историю не потому, что поверили, будто кому-либо из здравомыслящих армян тогда или теперь пришло что-либо подобное в голову, а потому, что у известной группы армян, о которой мы говорим, вошло в привычку трубить именно в подобную трубу. Это подтверждает и сам Кутули. Он говорит нам ― понятно, по внушению армянских Деллингеров ― что Арцруни и «его школа» приняли, мол, жирарденовский девиз: «следует кричать о себе». Справедливость требует сказать, что они действительно «кричат» и с успехом кричат! Какого же еще вам крика, когда «у них и вата производит грохот, а у других и орех даже не грохочет». /I.R. Следует признать сей неоспоримый “талант” армянского народа, но представляется ли он комплиментом? Не думаю. R.I.\
Трубят-то они трубят, и довольно сильно, но иногда так затрубят, что, говоря по совести, должны были бы заткнуть свои уши и с ужасом сказать себе: «Что за трескучую тарабарщину мы слышим!» Наверное для того, чтобы показать Кутули, насколько армяне умны, насколько они успели приспособиться к современным требованиям жизни, они научили его нескольким армянским пословицам и, между прочим, следующим: «К чему тебе знать, кто пек этот хлеб. /I.R. Или цель оправдывает средства, даже если цель кровавая, а средства самые низкие. R.I.\ Если он вкусен, ешь, если даже его пек еврей» /I.R. Ну что вы, армяне не антисемиты! R.I.\, или «где найдешь хлеб, там и селись». /I.R. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Именно этот принцип жизни привёл к потрясающей мобильности этой кочевой нации, а вовсе не выдуманные геноциды. Как только в Турции стало голодно, так “братья” армяне, подобно стае прожорливой саранчи, тут же снялись с места и перелетели в благополучную Европу и богатую Россию. R.I.\ Совершенно справедливо, что для таких мудрецов в настоящее время большое поле деятельности; правда, что ныне тот и побеждает, кто следует подобным заповедям, но вряд ли они заслуживают похвалы и гордости. Напротив, эти пословицы ― позор создавшего их народа. /I.R. Стыд глаза не выест ― это как раз про армян. R.I.\
С давних пор христианская религия учит: «Не пожелай… того, что принадлежит ближнему твоему». /I.R. “Братья” армяне не только желают, но активно прибирают к рукам всё, что плохо лежит у окружающих их народов, включая даже то, что, казалось бы, присвоить невозможно ― культуру. R.I.\ С давних пор рядом с этою заповедью идет по всему миру скромное, но достойное и облагораживающее человека учение: «Не насыщайся чужим молоком, не облекайся чужою одеждою». Не пожелай ничего чужого, довольствуйся своим ― это краеугольный камень человеческих отношений, это главная опора нравственности. Правда, если рядом с этим учением привести грузинскую пословицу: «Что отдашь твое, чего нет, ― потеряно», или «давай щедро: ведь и моря и принимают, и выпускают воды», ― то вышеозначенные армянские пословицы, по современному понятию, сочтутся доказательством практического ума, грузинские же ― дурацкой расточительности; но Бог знает, что лучше, гуманнее: есть ли чужой хлеб, или не жалеть своего для бедняка? Кто знает, какое здание крепче: основанное ли на нравственных началах, или на правиле: загребай, хватай чужое и ешь, раз оно вкусно? /I.R. Не хлебом единым жив человек, ― учит Таурат (Ветхий Завет), но то Человек, а “братья” армяне составляют особый биологический вид, для которого заповеди не писаны. R.I.\
Так или иначе, но, будь мы на месте Арцруни и либеральной школы его мы не только не гордились бы приведенными выше армянскими пословицами, но и другим заказали бы: «забудьте эти пословицы ― недостойно не только разглашать их, но даже хранить в сокровенных помышлениях. Но что делать? У всякого своя фантазия. /I.R. Каждый ценит в меру своей испорченности. R.I.\
Вот, оказывается, подкладка того либерализма знамя которого держали «замечательно всесторонне развитые армянские философы», ― Деллингеры и Гиацинты: «где увидишь, мол, хлеб, там и селись». Значит, родина, отечество, обиталища дедов и отцов наших ― пустые слова, одни звуки! Мы не обвиняем в этом всех армян, но да будет известно грамотеям-ученым их, что «иной раз лучше сказать, нежели смолчать ― другой же раз, сказать, повредишь делу».
I.R. В сей главе своего монументального труда святой Илья Чавчавадзе поднялся до уровня библейских обобщений. R.I.
Адаптировал к сегодняшнему дню Ингвар Рюриксон
Опубликовано http://kavkaztimes.com/?p=7042 +23709